«Автопортрет с Геней», выполненный Юргисом Прейссом в 1940 году, — это набросок простым карандашом на тонкой желтой бумаге. Это изображение стало последним, на котором художник изобразил себя вместе со своей первой женой Геней — журналисткой Гертрудой Геннис. «Автопортрет с Геней», выполненный Юргисом Прейссом в 1940 году, — это набросок простым карандашом на тонкой желтой бумаге. Это изображение стало последним, на котором художник изобразил себя вместе со своей первой женой Геней — журналисткой Гертрудой Геннис.
Прейсс познакомился с коммунисткой и коминтерновкой Гертрудой до Второй Мировой войны. Гертруда была разведчицей, и в 1930 году Прейсс также начал сотрудничать с военной разведкой Советского Союза. Респектабельная семейная пара — художник и журналистка — в 1930-х под прикрытием путешествовала по всей Западной Европе, посещала Турцию и Югославию. В 1937 году в Париже открылась персональная выставка Прейсса, но мало кто из посетивших в те дни галереею Ван Лера знал, что мастер вел двойную жизнь.
В 1939 году Прейсс получил гражданство СССР и поселился в Москве. С началом Великой Отечественной войны они с женой были высланы в Сибирь как лица немецкой национальности. Из лагеря Прейссов вызволили благодаря связям внешней разведки, но полностью семейную пару не оправдали — такой возможности у знакомых не было. Прейссы поселились в Томске, где Ганс Рихард сменил имя на Юргис Ионасович и занялся живописью. В 1944 году Гертруда погибла от туберкулеза.
Период с 1940-го до середины 1950-х годов в творчестве Юргиса Прейсса называют томским. Он напрямую связан с переменой места жительства и ссылкой. Этот постевропейский период начался в 1940 году, когда Юргис с Гертрудой были вынуждены уехать в Саратов. Именно там были написаны первые работы, в которых появились трагические нотки. Среди них — карандашная зарисовка «Автопортрет с Геней». Композиция необычна: в наброске Прейсс впервые поместил на передний план себя, а не жену. В этом напряженном, тревожном жесте исследователи отмечают подспудное желание художника заслонить Гертруду от грядущих несчастий.
Карандашный автопортрет продолжает серию интимистских работ, которую Прейсс начал еще в 1930-е годы. В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств он поступил в 2001 году от Людмилы Бирюковой, приемной дочери художника.