«Автопортрет в зимней шапке» относится к томскому периоду творчества Юргиса Прейсса — 1940-1950-м годам. В это время художник вместе с первой женой, Гертрудой Геннис, был сослан в Сибирь. Незадолго до этого супруги переехали в СССР и Европы. Вернуться обратно они уже не смогли.
В томский период художник писал много автопортретов. Они отличаются пристальным вниманием Прейсса к себе и безрадостной атмосферой. Это повлияло и на выбор цветовой гаммы: в отличие от ранних работ, где доминировали яркие и жизнерадостные оттенки, томские картины написаны темными и приглушенными цветами. Закрытость образа подчеркивала одежда, в которой Прейсс изображал себя на автопортретах. «Автопортрет в зимней шапке», написанный в 1949 году, особенно выделяется в этом ряду. Одежда на картине художника стала метафорой душевной брони: низко надвинутая на лоб шапка-ушанка, плотно облегающий шею шарф, застегнутое пальто с отложным воротником — все это невзрачное, темное, в духе послевоенного времени.
Образ мастера дополнен окружающим пространством. Оно тесное и безликое: глухой фон и холодный свет, резко выявляющий каждую морщинку лица, каждую складку одежды. Томский художественный круг не принял Прейсса, он ни с кем не сошелся близко и тосковал по Европе. Художник переносил мрачное настроение на полотна. Автопортреты, которые отражали разные моменты жизни, восполняли художнику дефицит общения после смерти супруги.
В своей книге «Судьба художника» Зоя Естамонова процитировала воспоминания самого Юргиса Прейсса о том времени: «Случилось то, чего мы никогда не ожидали: вся республика немцев Поволжья была отправлена в Сибирь. И мы, не совсем принадлежавшие к ней, тоже были отправлены. Этого мы не понимали. Этого я и сегодня не могу понять, почему нас всех, испытанных, проверенных коммунистов нельзя было использовать иначе. Это оставило в нас большую горечь, которая нас никогда не покидала». Эта горечь отражалась на томских автопортретах Прейсса.
«Автопортрет в зимней шапке» относится к серии картин, которые художник написал в жанре интимизма. Для этого жанра, появившегося в конце XIX-начале XX веков, характерны изображения в домашней атмосфере, необычные ракурсы, подчеркнутая двухмерность рисунка и пристальное внимание к цветам и композиции. В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств портрет попал в 2008 году. Его передала приемная дочь Прейсса Людмила Бирюкова.
В томский период художник писал много автопортретов. Они отличаются пристальным вниманием Прейсса к себе и безрадостной атмосферой. Это повлияло и на выбор цветовой гаммы: в отличие от ранних работ, где доминировали яркие и жизнерадостные оттенки, томские картины написаны темными и приглушенными цветами. Закрытость образа подчеркивала одежда, в которой Прейсс изображал себя на автопортретах. «Автопортрет в зимней шапке», написанный в 1949 году, особенно выделяется в этом ряду. Одежда на картине художника стала метафорой душевной брони: низко надвинутая на лоб шапка-ушанка, плотно облегающий шею шарф, застегнутое пальто с отложным воротником — все это невзрачное, темное, в духе послевоенного времени.
Образ мастера дополнен окружающим пространством. Оно тесное и безликое: глухой фон и холодный свет, резко выявляющий каждую морщинку лица, каждую складку одежды. Томский художественный круг не принял Прейсса, он ни с кем не сошелся близко и тосковал по Европе. Художник переносил мрачное настроение на полотна. Автопортреты, которые отражали разные моменты жизни, восполняли художнику дефицит общения после смерти супруги.
В своей книге «Судьба художника» Зоя Естамонова процитировала воспоминания самого Юргиса Прейсса о том времени: «Случилось то, чего мы никогда не ожидали: вся республика немцев Поволжья была отправлена в Сибирь. И мы, не совсем принадлежавшие к ней, тоже были отправлены. Этого мы не понимали. Этого я и сегодня не могу понять, почему нас всех, испытанных, проверенных коммунистов нельзя было использовать иначе. Это оставило в нас большую горечь, которая нас никогда не покидала». Эта горечь отражалась на томских автопортретах Прейсса.
«Автопортрет в зимней шапке» относится к серии картин, которые художник написал в жанре интимизма. Для этого жанра, появившегося в конце XIX-начале XX веков, характерны изображения в домашней атмосфере, необычные ракурсы, подчеркнутая двухмерность рисунка и пристальное внимание к цветам и композиции. В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств портрет попал в 2008 году. Его передала приемная дочь Прейсса Людмила Бирюкова.