Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мода на русское»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Комната командующего Рущукским отрядом

Время создания
1878
Размер
42,2x56 см
Техника
Холст, масло
16
Открыть в приложении
#1
Поленов В.Д,
Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича в Берестовце
#13
Картина посвящена событиям Русско-турецкой войны 1877–1878 годов

Зритель попадает в мирный балканский дом с яркими коврами и невысокой мебелью. 

Глядя на фигуру великого князя Александра Александровича, командующего воинским подразделением, сложно представить, что за окном разворачиваются события, которые своей кровавостью, болью и человеческими потерями потрясли весь мир.
#25
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/jHqDlI7Oa_o" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#24
Зима 1877–1878 годов была в Болгарии суровой. 

Наследник позднее вспоминал, что во время морозов температура в его комнате была по утрам всего один градус, сырые дрова медленно нагревали печь, сильно дуло от стен и пола. 

По этой причине ему приходилось постоянно сидеть в теплых сапогах и одежде.
#15
Василий Дмитриевич Поленов прошел великолепную живописную школу у барбизонцев и ранних импрессионистов в Париже, но целенаправленно вернулся в Россию, считая важной именно русскую почву для своего творчества.
Репин И. Е. Портрет В. Д. Поленова. 1877. ГТГ
#18
Великий князь Александр Александрович, хорошо знакомый с творчеством Василия Поленова, в сентябре 1877 года сделал запрос в Академию художеств — не согласится ли художник отправиться на службу в штаб при главной квартире командующего Рущукским отрядом.

Согласие было получено, и в октябре 1877 года Поленов выехал на фронт.

Великий князь, для которого представлялось важным сохранить воспоминания об его боевой жизни, оказал художнику самый радушный прием.

Поленов был определен на должность художника-корреспондента, официального художника при главной квартире наследника-цесаревича Александра Александровича.

Боевой опыт и награды Поленов приобрел ранее в Сербии за 5 месяцев сражений.
#16
Поленов сразу же приступил к работе. В иной день он делал до шести этюдов, но, как правило, эти этюды носили характер очень мирный: нечто пейзажно-этнографическое.

Поленов В. Д. Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце. 1883. ГРМ
#19
Пребывание на полях сражений раскрыло перед живописцем возможность попробовать себя в батальном жанре.

Однако, находясь в Болгарии, Поленов не стремился к изображению ужасов войны и продолжал писать пейзажи.
#17
… я чувствую в себе какой-то недочет, не выходит у меня то, что есть в действительности; там оно так ужасно и так просто…
признавался художник об изображении военных сюжетов
#5
Свидетельства о службе Поленова в качестве художника-корреспондента можно прочитать и в переписке Великого князя Александра Александровича.
#12
Поленов В. Д. Болгарское селение. Кухня Атаманского полка в Брестовце. ГРМ
#6
На днях приехал к нам Поленов и уже начал рисовать. 

Он сделал уже масляными красками этюд моего домика премило, болгарскую церковь и еще несколько маленьких групп, а теперь начал нашу столовую, которая может очень хорошо удастся и весьма оригинальна. 

Я непременно пришлю тебе некоторые рисунки, которые более будут окончены
Из письма наследника жене 2 ноября 1877 года
#20
Вернувшись в Россию в марте 1878 года, Поленов начал работать над серией картин, посвященных войне. 

Заказ, сделанный ему будущим императором, был честью, но отчасти и тяготил живописца, не уверенного, что его художественные воззрения совпадут со вкусами заказчика. 

Ведь картины, которые писал Поленов, нельзя было в строгом смысле назвать батальными и исполненными героического пафоса.
#21
Поленов В.Д. Болгарская хижина. 1883. ГРМ
#7
Работу над серией из шестнадцати полотен на тему Русско-турецкой войны художник закончил осенью 1883 года. 

Картины были представлены Александру III в Гатчинском дворце и ему понравились: император-миротворец, принявший участие в войне, навсегда сохранил к ней глубокое отвращение. 
#10
Поленов В. Д. Убитый солдат. Близ селения Мечки. ГРМ
#22
Полотна и этюды Балканской серии кисти Поленова Александр III разместил во дворцах Гатчины и Царского Села. Десять работ из этой серии впоследствии вошли в собрание Русского музея.
#23
Поленов В.Д. После боя. Близ селения Мечки. 1883. ГРМ
#8
О том, какими же на самом деле были события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, свидетельствуют три воинские награды Александра Александровича, смерть его двоюродного брата Сергея Максимилиановича Лейхтенбергского, боевое крещение брата Сергея Александровича Романова, да тысячи мертвых русских душ, положенных на Балканах.
#26
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Комната командующего Рущукским отрядом

Время создания
1878
Размер
42,2x56 см
Техника
Холст, масло
16
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Поленов В.Д. Коллекция работ

Ранний снег. Бёхово
Ранний снег. Бёхово
Ярославский художественный музей
Мечты
Мечты
Радищевский музей
Голова молодого еврея
Голова молодого еврея
Национальный художественный музей Якутии
Мария пошла в нагорную страну
Мария пошла в нагорную страну
Музей имени М.А. Врубеля
Эскиз костюма Мефистофеля
Эскиз костюма Мефистофеля
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Палестинский монах
Палестинский монах
Ростовский музей изобразительных искусств
Сидящий еврей
Сидящий еврей
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Мечты (На горе)
Мечты (На горе)
Государственный Русский музей
Христос
Христос
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Голова старого еврея
Голова старого еврея
Национальный художественный музей Якутии
Старая мельница
Старая мельница
Серпуховский историко-художественный музей
Мечты
Мечты
Брянский областной художественный музей
Баальбек. Развалины круглого храма
Баальбек. Развалины круглого храма
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Голгофа
Голгофа
Вятский художественный музей
Река Оять
Река Оять
Тульский музей изобразительных искусств
Перелески
Перелески
Шебекинский историко-художественный музей
Пруд
Пруд
Севастопольский художественный музей
Этюд к картине Христос и грешница
Этюд к картине Христос и грешница
Калужский музей изобразительных искусств
Вифлеем
Вифлеем
Радищевский музей
Роща
Роща
Острогожский историко-художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%