Христос и грешница
Поленов В.Д.
40

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Христос и грешница

Поленов В.Д.
Время создания
1888 год
Размер
325x611 см
Техника
Холст, масло
Выставка
Шедевры Русского музея
Каталог выставки
40

Об экспонате

#4
Поленов В.Д.
Христос и грешница
#2
Еще в юности Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу» и был поражён этим произведением. Иванов показал, как Иисус впервые приходит к людям, а Поленов решил создать образ мессии, «уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

#5
Первые эскизы художник начал делать в конце 1870-х годов. Чтобы более достоверно изобразить пейзаж и персонажей, Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту, Италии. В этих поездках он работал над портретными этюдами, набросками архитектуры и ландшафтов.
Василий Поленов. Голова еврея. Этюд. Холст, масло. 1884. Государственный Русский музей.
#6
Позже этот материал Поленов использовал при создании других картин цикла, который назвал «Из жизни Христа». Эта евангельская серия стала трудом всей жизни художника. В неё вошли более двух десятков произведений, последнее он завершил в 1909 году.
#7
Для первой работы цикла Поленов выбрал сюжет из Нового Завета о том, как разгневанная толпа привела к Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии. Фарисеи, самые ревностные иудеи, спросили пророка, как поступить с грешницей — по иудейским законам ее полагалось избить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Тогда люди устыдились, отпустили испуганную девушку и разошлись.
#9
Часть знаменитой фразы автор хотел вынести в название картины: «Кто из вас без греха?». Но цензура настояла на том, чтобы его изменили на «Христос и грешница». «Оно и не моё, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал Поленов позже о названии полотна.
Цензоры вообще сочли произведение «вредным для народа». Ведь живописец изобразил Иисуса не как сына бога, высшее существо, а как обычного человека. Его даже не сразу можно узнать среди группы учеников, сидящих перед храмом, — подсказку даёт солнечный свет, освещающий всю его фигуру.
#10
Христос сидит в расслабленной позе, в скромной одежде. На его лице усталость человека, который много странствовал. Художник выделил человеческую натуру божьего сына, его мудрость и любовь к людям. А всё божественное оставил за рамками. Всё это не соответствовало устоявшимся принципам академической и религиозной живописи того времени.
Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница». Холст, масло. 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
#11
Композиция полотна подчёркивает драматичность сюжета. В левой части спокойно сидят пророк и апостолы. Солнце освещает Иисуса и главных фарисеев, как центр противостояния.
#12
Основная мысль произведения, по мнению автора, заключается в несении людям добра и умении прощать. Образ Христа — это воплощение убеждений самого художника, который в своём творчестве стремился передавать красоту и гармонию мира.
Живописец работал над картиной около 15 лет и завершил её в 1887 году. Тогда же её показали на 15-й выставке передвижников. Изначально цензоры не хотели допускать её к показу, но Александру III полотно понравилось, и картину оставили.
#13
Император купил картину для Эрмитажа за 30 тысяч рублей. На эту сумму Поленов смог приобрести участок земли на Оке и построить дом. В 1897 году полотно поступило в коллекцию только что открытого Русского музея.
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Христос и грешница

Поленов В.Д.
Время создания
1888 год
Размер
325x611 см
Техника
Холст, масло
40

Музей дома

Шедевры коллекций российских музеев в вашей гостиной.
Только на iOS 13+

Поленов В.Д. Коллекция работ

Курган
Ставропольский музей изобразительных искусств
Горелый лес
Брянский областной художественный музей
Русская деревня
Радищевский музей
Пейзаж
Дальневосточный художественный музей
Таруса. Золотая Осень
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Комната командующего Рущукским отрядом
Государственный Русский музей
К.А. Коровин в лодке
Еврейский музей и Центр толерантности
Пределы Тирские
Таганрогский художественный музей
Старая мельница
Серпуховский историко-художественный музей
Приволжский посёлок
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Дорога в Дельфы
Радищевский музей
Луксор (этюд)
Массандровский дворец
Левитан в восточных одеждах
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Баальбек. Развалины круглого храма
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Мария пошла в нагорную страну
Музей имени М.А. Врубеля
Ранний снег. Бёхово
Ярославский художественный музей
Палестинский пейзаж. Этюд
Национальный музей Республики Бурятии
Мечты
Брянский областной художественный музей
Этюд к картине Христос и грешница
Калужский музей изобразительных искусств
Скалы близ Судака
Дом-музей В.В. Вересаева
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Топ-100