Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Русского музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Христос и грешница

Время создания
1888 год
Размер
325x611 см
Техника
Холст, масло
68
Открыть в приложении
#2
Еще в юности Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу» и был поражён этим произведением. Иванов показал, как Иисус впервые приходит к людям, а Поленов решил создать образ мессии, «уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

#5
Первые эскизы художник начал делать в конце 1870-х годов. Чтобы более достоверно изобразить пейзаж и персонажей, Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту, Италии. В этих поездках он работал над портретными этюдами, набросками архитектуры и ландшафтов.
Василий Поленов. Голова еврея. Этюд. Холст, масло. 1884. Государственный Русский музей.
#6
Позже этот материал Поленов использовал при создании других картин цикла, который назвал «Из жизни Христа». Эта евангельская серия стала трудом всей жизни художника. В неё вошли более двух десятков произведений, последнее он завершил в 1909 году.
#7
Для первой работы цикла Поленов выбрал сюжет из Нового Завета о том, как разгневанная толпа привела к Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии. Фарисеи, самые ревностные иудеи, спросили пророка, как поступить с грешницей — по иудейским законам ее полагалось избить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Тогда люди устыдились, отпустили испуганную девушку и разошлись.
#9
Часть знаменитой фразы автор хотел вынести в название картины: «Кто из вас без греха?». Но цензура настояла на том, чтобы его изменили на «Христос и грешница». «Оно и не моё, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал Поленов позже о названии полотна.

Цензоры вообще сочли произведение «вредным для народа». Ведь живописец изобразил Иисуса не как сына бога, высшее существо, а как обычного человека. Его даже не сразу можно узнать среди группы учеников, сидящих перед храмом, — подсказку даёт солнечный свет, освещающий всю его фигуру.
#10
Христос сидит в расслабленной позе, в скромной одежде. На его лице усталость человека, который много странствовал. Художник выделил человеческую натуру божьего сына, его мудрость и любовь к людям. А всё божественное оставил за рамками. Всё это не соответствовало устоявшимся принципам академической и религиозной живописи того времени.
Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница». Холст, масло. 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
#11
Композиция полотна подчёркивает драматичность сюжета. В левой части спокойно сидят пророк и апостолы. Солнце освещает Иисуса и главных фарисеев, как центр противостояния.
#12
Основная мысль произведения, по мнению автора, заключается в несении людям добра и умении прощать. Образ Христа — это воплощение убеждений самого художника, который в своём творчестве стремился передавать красоту и гармонию мира.

Живописец работал над картиной около 15 лет и завершил её в 1887 году. Тогда же её показали на 15-й выставке передвижников. Изначально цензоры не хотели допускать её к показу, но Александру III полотно понравилось, и картину оставили.
#13
Император купил картину для Эрмитажа за 30 тысяч рублей. На эту сумму Поленов смог приобрести участок земли на Оке и построить дом. В 1897 году полотно поступило в коллекцию только что открытого Русского музея.
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Христос и грешница

Время создания
1888 год
Размер
325x611 см
Техника
Холст, масло
68
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Поленов В.Д. Коллекция работ

Этюд к картине Христос и грешница
Этюд к картине Христос и грешница
Калужский музей изобразительных искусств
Роща
Роща
Острогожский историко-художественный музей
Тайная вечеря
Тайная вечеря
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Голова еврея
Голова еврея
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Мечты
Мечты
Радищевский музей
Горелый лес
Горелый лес
Брянский областной художественный музей
Палестинский пейзаж. Этюд
Палестинский пейзаж. Этюд
Национальный музей Республики Бурятии
Призраки Эллады
Призраки Эллады
Острогожский историко-художественный музей
Вифлеем
Вифлеем
Радищевский музей
Приволжский посёлок
Приволжский посёлок
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Лодки на Оке
Лодки на Оке
Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Пейзаж
Пейзаж
Дальневосточный художественный музей
Луксор (этюд)
Луксор (этюд)
Массандровский дворец
Мечты (На горе)
Мечты (На горе)
Государственный Русский музей
Перелески
Перелески
Шебекинский историко-художественный музей
Комната командующего Рущукским отрядом
Комната командующего Рущукским отрядом
Государственный Русский музей
Пруд
Пруд
Севастопольский художественный музей
Река Оять
Река Оять
Тульский музей изобразительных искусств
Ранний снег. Бёхово
Ранний снег. Бёхово
Ярославский художественный музей
Сидящий еврей
Сидящий еврей
Художественный музей им. М.В. Нестерова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%