Еще в юности Василий Поленов увидел картину Александра Иванова «Явление Христа народу» и был поражён этим произведением. Иванов показал, как Иисус впервые приходит к людям, а Поленов решил создать образ мессии, «уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».
1 / 3
Христос и грешница
Время создания
1888 год
Размер
325x611 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
70
Открыть в приложении #2
#5
Первые эскизы художник начал делать в конце 1870-х годов. Чтобы более достоверно изобразить пейзаж и персонажей, Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту, Италии. В этих поездках он работал над портретными этюдами, набросками архитектуры и ландшафтов.
Василий Поленов. Голова еврея. Этюд. Холст, масло. 1884. Государственный Русский музей.
#6
Позже этот материал Поленов использовал при создании других картин цикла, который назвал «Из жизни Христа». Эта евангельская серия стала трудом всей жизни художника. В неё вошли более двух десятков произведений, последнее он завершил в 1909 году.
#7
Для первой работы цикла Поленов выбрал сюжет из Нового Завета о том, как разгневанная толпа привела к Христу женщину, уличённую в прелюбодеянии. Фарисеи, самые ревностные иудеи, спросили пророка, как поступить с грешницей — по иудейским законам ее полагалось избить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Тогда люди устыдились, отпустили испуганную девушку и разошлись.
#9
Часть знаменитой фразы автор хотел вынести в название картины: «Кто из вас без греха?». Но цензура настояла на том, чтобы его изменили на «Христос и грешница». «Оно и не моё, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал Поленов позже о названии полотна.
Цензоры вообще сочли произведение «вредным для народа». Ведь живописец изобразил Иисуса не как сына бога, высшее существо, а как обычного человека. Его даже не сразу можно узнать среди группы учеников, сидящих перед храмом, — подсказку даёт солнечный свет, освещающий всю его фигуру.
#10
Христос сидит в расслабленной позе, в скромной одежде. На его лице усталость человека, который много странствовал. Художник выделил человеческую натуру божьего сына, его мудрость и любовь к людям. А всё божественное оставил за рамками. Всё это не соответствовало устоявшимся принципам академической и религиозной живописи того времени.
Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница». Холст, масло. 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
#11
Композиция полотна подчёркивает драматичность сюжета. В левой части спокойно сидят пророк и апостолы. Солнце освещает Иисуса и главных фарисеев, как центр противостояния.
#12
Основная мысль произведения, по мнению автора, заключается в несении людям добра и умении прощать. Образ Христа — это воплощение убеждений самого художника, который в своём творчестве стремился передавать красоту и гармонию мира.
Живописец работал над картиной около 15 лет и завершил её в 1887 году. Тогда же её показали на 15-й выставке передвижников. Изначально цензоры не хотели допускать её к показу, но Александру III полотно понравилось, и картину оставили.
#13
Император купил картину для Эрмитажа за 30 тысяч рублей. На эту сумму Поленов смог приобрести участок земли на Оке и построить дом. В 1897 году полотно поступило в коллекцию только что открытого Русского музея.
#14
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Христос и грешница
Время создания
1888 год
Размер
325x611 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
70
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться