На выставке представлен редкий образец портретного искусства конца XVII века — портрет Холмогорского и Важского архиепископа Афанасия. Афанасий был избран на правление Холмогорской епархией, однако он играл важную роль не только в делах церкви: архиепископ был известным политическим деятелем Петровской эпохи. Умный и образованный человек, Афанасий обладал незаурядными организаторскими способностями, был правой рукой Петра I в северных регионах России.
Во время войны со шведами Петр Великий поручил Афанасию наблюдать за тем, как Архангельск готовится к обороне. Архиепископ стал автором рукописи «Описание трех путей из державы царского величества из поморских стран в Шведскую землю и до столицы их», составленной по поручению царя во время подготовки к Северной войне. Афанасий выступал и как дипломат — он вел переговоры с купцами из Голландии.
Для своего времени Афанасий был необычайно образованным человеком. Он собрал большую библиотеку рукописных и печатных книг, в которую входили сочинения по истории, географии и медицине. С его именем связано строительство нескольких церквей на Русском Севере.
Сам архиепископ сознавал важность и значимость своей персоны. Он бывал в Москве, где участвовал в общецерковных делах. В один из своих приездов в Москву, несмотря на многочисленные заботы, Афанасий нашел возможность и время, чтобы позировать художнику.
Представленная на выставке картина — образец парсунной живописи. Парсуны — первые портреты на Руси, они вобрали в себя традиции иконописи и европейского светского портрета. Автор стремился достоверно передать внешность Афанасия: мастер изобразил нездоровое одутловатое лицо, дряблые обвислые щеки и тяжелый взгляд из-под отечных век, вертикальные морщины у переносицы.
Фигура архиепископа — тяжелая и массивная. Вероятно, портрет соответствовал действительности: известно, что в последние годы жизни у Афанасия было больное сердце. Неизвестный мастер точно изобразил панагию и посох, которые архиепископу подарил патриарх Иоаким. Одежды написаны в плоскостной трактовке, характерной для парсунной живописи. Предположительно, автором произведения мог быть парсунист Степан Нарыков, крепостной Строгановых.
Во время войны со шведами Петр Великий поручил Афанасию наблюдать за тем, как Архангельск готовится к обороне. Архиепископ стал автором рукописи «Описание трех путей из державы царского величества из поморских стран в Шведскую землю и до столицы их», составленной по поручению царя во время подготовки к Северной войне. Афанасий выступал и как дипломат — он вел переговоры с купцами из Голландии.
Для своего времени Афанасий был необычайно образованным человеком. Он собрал большую библиотеку рукописных и печатных книг, в которую входили сочинения по истории, географии и медицине. С его именем связано строительство нескольких церквей на Русском Севере.
Сам архиепископ сознавал важность и значимость своей персоны. Он бывал в Москве, где участвовал в общецерковных делах. В один из своих приездов в Москву, несмотря на многочисленные заботы, Афанасий нашел возможность и время, чтобы позировать художнику.
Представленная на выставке картина — образец парсунной живописи. Парсуны — первые портреты на Руси, они вобрали в себя традиции иконописи и европейского светского портрета. Автор стремился достоверно передать внешность Афанасия: мастер изобразил нездоровое одутловатое лицо, дряблые обвислые щеки и тяжелый взгляд из-под отечных век, вертикальные морщины у переносицы.
Фигура архиепископа — тяжелая и массивная. Вероятно, портрет соответствовал действительности: известно, что в последние годы жизни у Афанасия было больное сердце. Неизвестный мастер точно изобразил панагию и посох, которые архиепископу подарил патриарх Иоаким. Одежды написаны в плоскостной трактовке, характерной для парсунной живописи. Предположительно, автором произведения мог быть парсунист Степан Нарыков, крепостной Строгановых.