Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Музейного комплекса им. И.Я. Словцова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Тайная вечеря

Время создания
1899—1900-е гг.
Размер
38x54,5 см
Техника
холст, наклеенный на картон, масло
0
Открыть в приложении
#1

Тайная вечеря — одно из ключевых событий евангельской истории. Этот драматичный эпизод не перестает притягивать внимание живописцев. Василия Поленова этот сюжет интересовал не сам по себе. Несколько десятилетий художник посвятил созданию цикла «Из жизни Христа», который считал главным делом своей жизни. Им было написано 72 произведения, которые, по его замыслу, должны были восприниматься во взаимосвязи друг с другом. К сожалению, серия перестала существовать как единое целое еще при жизни автора.

Создавая живописную летопись евангельских событий, Василий Дмитриевич преследовал цель показать их исторически достоверными, а Спасителя он трактовал как обычного человека, оставившего после себя светлую память, трансформировавшуюся затем в легенды и «грандиозную фантастику». Такое восприятие Христа было созвучно тому, каким он представал в трудах европейских теологов Э. Ренана, А. Ревиля, Ф. Фаррара. Поленова привлекал образ Сына Человеческого, лишенного всякой мистики.

Работая над серией, художник совершил две поездки по библейским местам для изучения натуры. Он был убежден, что на Востоке не только природа, но и постройки и одежда простых людей практически не изменились со времени, описанного в Новом Завете.

Этот подход мы видим в варианте картины «Тайная вечеря» из тюменского собрания. Последняя трапеза Учителя с учениками, на которой он объявил о предательстве одного из них и передал им символы причастия, решена как бытовая сцена. На небольшом холсте, темном по колориту, основное действие отодвинуто в глубину композиции, и мы практически не видим, какие эмоции испытывают общающиеся. Только по силуэту, возвышающемуся над остальными, можем предположить, что один из апостолов вскочил от сильного волнения. На первом плане изображен фрагмент внутреннего двора, в левом нижнем углу холста видна погружающаяся в темноту фигура Иуды, спускающегося по лестнице. Слева от него проем открытой двери, через который голубые отблески падают на глиняные стены. Холодному лунному свету противопоставлен теплый желтый, но который исходит не от Христа, как было принято изображать, а от светильника, закрытого от зрителя колонной. Эта деталь смутно раздражает и вызывает желание обойти препятствие, чтобы ясно увидеть свет.

Таким образом, Поленов, лишив происходящее мистического наполнения, тем не менее, достиг необходимого драматургического напряжения композиционными и колористическими эффектами.

#2
читать дальшескрыть

Тайная вечеря

Время создания
1899—1900-е гг.
Размер
38x54,5 см
Техника
холст, наклеенный на картон, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Поленов В.Д. Коллекция работ

Перелески
Перелески
Шебекинский историко-художественный музей
Мечеть Омара
Мечеть Омара
Тульский музей изобразительных искусств
Ранний снег. Бёхово
Ранний снег. Бёхово
Ярославский художественный музей
Таруса. Золотая Осень
Таруса. Золотая Осень
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Пейзаж
Пейзаж
Дальневосточный художественный музей
Вифлеем
Вифлеем
Радищевский музей
Мария пошла в нагорную страну
Мария пошла в нагорную страну
Музей имени М.А. Врубеля
Эскиз костюма Мефистофеля
Эскиз костюма Мефистофеля
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Левитан И.И. в восточном костюме
Левитан И.И. в восточном костюме
Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
Скалы близ Судака
Скалы близ Судака
Дом-музей В.В. Вересаева
Призраки Эллады
Призраки Эллады
Острогожский историко-художественный музей
Голова еврея
Голова еврея
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Палестинский дворик в солнечный день. Этюд
Палестинский дворик в солнечный день. Этюд
Музей В.А. Тропинина
Лодки на Оке
Лодки на Оке
Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Старые ворота. Вёль
Старые ворота. Вёль
Художественная культура Русского Севера
Курган
Курган
Ставропольский музей изобразительных искусств
В Назарете
В Назарете
Тульский музей изобразительных искусств
Картина «Мечты»
Картина «Мечты»
Муромский историко-художественный музей
Русская деревня
Русская деревня
Радищевский музей
Этюд к картине Христос и грешница
Этюд к картине Христос и грешница
Калужский музей изобразительных искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%