В тревожные, переломные годы начала ХХ века образ дворянской усадьбы воплощал в себе все лучшее, что было в прошлом. Станислав Жуковский, выдающийся представитель русской пейзажной живописи рубежа XIX и ХХ веков, посвятил этой теме множество своих произведений.
Художник был чутким певцом этого уходящего мира. Ему была знакома и прелесть усадебной жизни, и ее утрата. Он провел детство в доме, похожем на тот, что изображен на полотне из собрания Новосибирского художественного музея «Осень», однако не на правах хозяина. Отца Жуковского лишили дворянства и имущества за причастность к польскому национальному восстанию 1863 года, поэтому он с семьей жил в собственном имении как арендатор.
В картине «Осень», написанной в 1918 году, перед нами предстает уголок старинного дома в имении Рождествено под Звенигородом, в котором художник часто бывал. Гостиная с распахнутыми окнами пронизана яркими, но уже холодными лучами осеннего солнца. Кресла, обитые старинным штофом, сдвинуты и как будто ждут своих хозяев. Портреты на стенах хранят память о минувших временах. Однако ни кресла, ни цветы на столе, ни раскрытые окна не в силах оживить этот интерьер. Незримый музейный дух уже поселился здесь.
Картина Жуковского рождает у зрителя противоречивые чувства: и радость, и печаль. Грустное элегическое чувство соединяется в ней со свойственным Жуковскому упоением красотой мира. Художника восхищает каждое мгновение — ускользающее и непередаваемое. Это восхищение мы ощущаем в насыщенной светом и цветными тенями живописи, в широкой, пастозной манере мастера.
В этой картине отчетливо прослеживаются главные черты стиля Жуковского, которые во многом отражают и общие художественные тенденции русского искусства рубежа XIX и ХХ веков. Характерной особенностью этого времени было отсутствие ведущей, исключительной роли какого-то одного типа мировосприятия. Проводить четкие границы между различными художественными направлениями и даже между жанрами и видами в искусстве становилось все труднее; многие художники не просто переходили со временем от одной живописной манеры к другой, но и соединяли различные эстетические системы в рамках одного и того же произведения. Например, работы Жуковского зачастую сложно отнести к тому или иному жанру живописи. В них одновременно можно увидеть черты как пейзажа, так и интерьерного жанра.
Художник был чутким певцом этого уходящего мира. Ему была знакома и прелесть усадебной жизни, и ее утрата. Он провел детство в доме, похожем на тот, что изображен на полотне из собрания Новосибирского художественного музея «Осень», однако не на правах хозяина. Отца Жуковского лишили дворянства и имущества за причастность к польскому национальному восстанию 1863 года, поэтому он с семьей жил в собственном имении как арендатор.
В картине «Осень», написанной в 1918 году, перед нами предстает уголок старинного дома в имении Рождествено под Звенигородом, в котором художник часто бывал. Гостиная с распахнутыми окнами пронизана яркими, но уже холодными лучами осеннего солнца. Кресла, обитые старинным штофом, сдвинуты и как будто ждут своих хозяев. Портреты на стенах хранят память о минувших временах. Однако ни кресла, ни цветы на столе, ни раскрытые окна не в силах оживить этот интерьер. Незримый музейный дух уже поселился здесь.
Картина Жуковского рождает у зрителя противоречивые чувства: и радость, и печаль. Грустное элегическое чувство соединяется в ней со свойственным Жуковскому упоением красотой мира. Художника восхищает каждое мгновение — ускользающее и непередаваемое. Это восхищение мы ощущаем в насыщенной светом и цветными тенями живописи, в широкой, пастозной манере мастера.
В этой картине отчетливо прослеживаются главные черты стиля Жуковского, которые во многом отражают и общие художественные тенденции русского искусства рубежа XIX и ХХ веков. Характерной особенностью этого времени было отсутствие ведущей, исключительной роли какого-то одного типа мировосприятия. Проводить четкие границы между различными художественными направлениями и даже между жанрами и видами в искусстве становилось все труднее; многие художники не просто переходили со временем от одной живописной манеры к другой, но и соединяли различные эстетические системы в рамках одного и того же произведения. Например, работы Жуковского зачастую сложно отнести к тому или иному жанру живописи. В них одновременно можно увидеть черты как пейзажа, так и интерьерного жанра.