Картина «Милостыня» написана Александром Варнеком — талантливым русским художником первой половины XIX века, которого современники называли «русским ван Дейком». Изначально произведение называлось «Аллегория добродетели». Художник создал его во время пенсионерской поездки в Италию с 1804 по 1809 год. Этой возможностью пользовались выпускники Академии художеств, окончившие учебное заведение с большой золотой медалью.
В Италии Варнек совершенствовал свое мастерство и знакомился с произведениями итальянских мастеров, влияние которых чувствуется в картине из собрания Новосибирского художественного музея. В частности, неглубокое пространство холста, масштабы фигур и их соотношение друг с другом, мягкий, спокойный колорит напоминают фресковую живопись. Картина позволяет говорить о тех впечатлениях, которыми был наполнен молодой художник по приезде в Италию.
Раньше это полотно принадлежало известному петербургскому коллекционеру, предпринимателю и меценату Василию Кокореву. В «Указателе галереи Кокорева» под № 51 стоит картина «Милостыня» и дается ее краткое описание: «Молодая женщина в белом покрывале подает милостыню старику. На втором плане виден профиль самого художника».
Перед нами сцена с тремя персонажами: молодой итальянкой и двумя нищими. Девушка, обратив на старика внимательный и спокойный взгляд, подает ему хлеб. Одеяние старика убого, но в его фигуре, взгляде, загорелом лице с открытым высоким лбом читаются ум и чувство собственного достоинства.
Отображение внутреннего мира персонажа — это важная особенность творчества Варнека, который был известен современникам в первую очередь как блестящий портретист. Он мастерски передает характеры героев, соединяя достоверное изображение с романтической трактовкой образа.
Как и многие художники его времени, при работе над жанровой картиной Варнек использовал натурщика-статиста, но всегда стремился оживить своих героев в окончательной стадии разработки композиции. По словам искусствоведа Валерия Турчина, Варнеку было свойственно «вдумчивое отношение к натуре, правдивость в изображении ее внешнего облика и характера, живописное мастерство, логика и ясность художественного мышления». Все это мы видим и в работе «Милостыня».
В Италии Варнек совершенствовал свое мастерство и знакомился с произведениями итальянских мастеров, влияние которых чувствуется в картине из собрания Новосибирского художественного музея. В частности, неглубокое пространство холста, масштабы фигур и их соотношение друг с другом, мягкий, спокойный колорит напоминают фресковую живопись. Картина позволяет говорить о тех впечатлениях, которыми был наполнен молодой художник по приезде в Италию.
Раньше это полотно принадлежало известному петербургскому коллекционеру, предпринимателю и меценату Василию Кокореву. В «Указателе галереи Кокорева» под № 51 стоит картина «Милостыня» и дается ее краткое описание: «Молодая женщина в белом покрывале подает милостыню старику. На втором плане виден профиль самого художника».
Перед нами сцена с тремя персонажами: молодой итальянкой и двумя нищими. Девушка, обратив на старика внимательный и спокойный взгляд, подает ему хлеб. Одеяние старика убого, но в его фигуре, взгляде, загорелом лице с открытым высоким лбом читаются ум и чувство собственного достоинства.
Отображение внутреннего мира персонажа — это важная особенность творчества Варнека, который был известен современникам в первую очередь как блестящий портретист. Он мастерски передает характеры героев, соединяя достоверное изображение с романтической трактовкой образа.
Как и многие художники его времени, при работе над жанровой картиной Варнек использовал натурщика-статиста, но всегда стремился оживить своих героев в окончательной стадии разработки композиции. По словам искусствоведа Валерия Турчина, Варнеку было свойственно «вдумчивое отношение к натуре, правдивость в изображении ее внешнего облика и характера, живописное мастерство, логика и ясность художественного мышления». Все это мы видим и в работе «Милостыня».