Илью Машкова называют «королем натюрморта», поскольку этот жанр преобладает в его творчестве.
Представленная в Брянском областном художественном музее работа «Разрезанные арбузы» написана в поздний период творчества художника. Исследователи называют его абрамцевским по названию усадьбы писателя Сергея Аксакова, рядом с которой в советское время был построен дачный поселок художников. Абрамцево стало местом вдохновения и творческой силы для многих художников, поэтов, писателей и музыкантов того времени. Машков подолгу жил там с весны 1938 года. Там же была написана представленная в музее работа.
Натюрморты Машкова никогда не отличались традиционностью. Известный советский искусствовед Глеб Поспелов, говоря о стиле Машкова, отмечает его «безудержное „буйство“ кисти, силу цвета и жадность к краске».
Цветовые пристрастия Машкова не сразу были приняты в художественном мире. Например, творческих устремлений художника не понял его учитель в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Валентин Серов. Посмотрев на одну из работ художника, на которой он, экспериментируя с цветом, изобразил натурщицу в сине-зеленых тонах, заслуженный мастер не выдержал и произнес ставшую почти крылатой фразу: «Это не живопись, а фонарь». В итоге художника из учебного заведения исключили.