Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Натюрморт

Время создания
1934
Размер
68x98 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Илья Иванович Машков (1881—1944) — русский и советский художник, педагог. Участник объединения «Мир искусства», в советское время член Общества московских художников, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1904, 1907—1908) у А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина. Член–учредитель и секретарь одного из самых ранних объединений русских художников–авангардистов «Бубновый валет».


Натюрморты Ильи Машкова всегда отличает особая энергичность, буйство цвета и праздничная пышность. Художник даже в обыденных застольных сценах неизменно находил интонацию изобилия и восторга, любования предметами и деталями. Натюрморт из собрания Сочинского художественного музея только подтверждает эти слова, вызывая у зрителя непередаваемое чувство радости, красоты, природной благодати.


И дело не только в количестве и разнообразии плодов на картине: она богата еще и своим колоритом, тонкостью оттенков, глубиной и воздушностью изображаемого пространства. Машков очень внимательно работает с цветом: обратите внимание, как на полотне раскрывается контраст теплых и холодных оттенков. Теплые, охристо-зеленоватые краски, которыми написаны участки света, приобретают особую звучность и выразительность в соседстве с густыми, насыщенными синими и фиолетовыми тенями. Каждый изображенный объект имеет сложную цветовую структуру, и для зрителя это в некотором роде визуальная тренировка: продолжительное рассмотрение натюрморта открывает перед нами все большее и большее цветовое многообразие. Мы становимся восприимчивы к цветовым нюансам и переходам, а сама техника наложения масла на холст как бы распадается в нашем взгляде на отдельные мазки. Такой прием работы с цветом и сама живописная техника — виртуозно освоенный Машковым опыт художественных практик прошлых эпох.


К 1930–м годам, когда был написан натюрморт, Машков прошел длинный и насыщенный путь творческого становления — от следования идеям постимпрессионизма и эпатажных опытов авангарда 1910–х до соцреалистической программы с установкой на укрепление советского духа. Это позднее его полотно сполна отвечает запросам соцреалистического искусства и духу времени в целом: оно уже не экспериментально, как прежде, и всем своим построением несет внятный посыл о плодородии и изобилии природных даров, — немного в духе фламандских натюрмортов Франса Снейдерса. Однако, с другой стороны, оно сохраняет и перерабатывает опыт французского импрессионизма, картин Сезанна и пуантилизма — техники написания полотен мазками или точками разных оттенков для наиболее выразительного восприятия цвета.


Машков обращает художественные эксперименты в полотнах в идейную пользу: именно благодаря разнообразию и необычности живописной техники его натюрморты выглядят так пышно и даже празднично. Ему одному из немногих удалось привнести в советское официальное искусство элемент свободы в работе с формой — и этот натюрморт есть настоящий синтез новизны и тематической актуальности.

#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Натюрморт

Время создания
1934
Размер
68x98 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Машков И.И. Коллекция работ

Привет XVII съезду ВКП (б)
Привет XVII съезду ВКП (б)
Музей имени И.И. Машкова
Вид Москвы. Мясницкий район
Вид Москвы. Мясницкий район
Радищевский музей
Советские хлебы
Советские хлебы
Музей имени И.И. Машкова
Портрет художника Шимановского
Портрет художника Шимановского
Радищевский музей
Разрезанные арбузы
Разрезанные арбузы
Брянский областной художественный музей
Портрет художника А.И. Мильмана
Портрет художника А.И. Мильмана
Музей имени И.И. Машкова
Портрет девочки
Портрет девочки
Музей имени И.И. Машкова
Станица Михайловская
Станица Михайловская
Музей имени И.И. Машкова
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь
Музей имени И.И. Машкова
Кипарис у соборной стены. Италия
Кипарис у соборной стены. Италия
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Натюрморт
Натюрморт
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Натюрморт. Фрукты
Натюрморт. Фрукты
Калужский музей изобразительных искусств
Натюрморт с рыбами
Натюрморт с рыбами
Приморская картинная галерея
Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского
Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского
Государственный Русский музей
Девушка на табачной плантации
Девушка на табачной плантации
Музей имени И.И. Машкова
Пестрый букет в глиняном кувшине на светлом фоне
Пестрый букет в глиняном кувшине на светлом фоне
Музей имени И.И. Машкова
Три сестры на диване
Три сестры на диване
Музей имени М.А. Врубеля
Новодевичий монастырь
Новодевичий монастырь
Урюпинский районный музей
Букет в черном кувшине
Букет в черном кувшине
Художественная культура Русского Севера
Вечерний пейзаж
Вечерний пейзаж
Музей имени И.И. Машкова
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%