Графическая работа «Медсестра» стоит особняком в ряду образов, созданных Николаем Сысоевым. Мы видели яркую галерею портретов односельчан художника, его знакомых. Каждая из них по-своему привлекательна и интересна. Однако в этой работе есть что-то абсолютно особенное. Набросок сделан в 1940 году. Николай Сысоев еще был студентом в МГХИ им. В. И. Сурикова. Он много занимался рисунком, практиковал его вечерами вместе с однокурсниками.
На наброске изображена молодая девушка в форменной одежде медсестры Красного Креста. Если не знать, что рисунок создан в 1940 году, можно с легкостью принять его за дореволюционный. Нужно сказать, что форма советских медсестер внешне очень походила на ту, что носили до 1917 года. Еще в 1940-х годах они носили длинный белый плат — головной убор, практически полностью скрывающий волосы. Традиция ношения подобной одежды неслучайна и имеет глубокие корни. До революции закрытая белая форма символизировала отречение сестры от внешнего мира и сосредоточение на миссии спасения человека. Быть сестрой милосердия значило не только оказывать первую помощь, но и в повседневной жизни быть примером сострадания и помощи обездоленным и нуждающимся. Ведь сестры Красного Креста, помимо участия в боевых действиях, лечили людей на советских стройках, в зонах наводнений, пожаров, голода, болезней.
Николай Сысоев, будучи художником-реалистом, прекрасно перенес образ молодой медсестры на бумагу: сосредоточенный глубокий взгляд, отсутствие улыбки. Особенно интересен ракурс девушки. В прошлых работах большинство крестьян были развернуты анфас либо вполоборота. Они открыто смотрели на зрителя или их взгляд был устремлен вдаль. Здесь же модель изображена сидящей. Ее руки плотно сомкнуты на коленях, тем самым закольцовывая композицию внутри самой себя. Особенно интересно, что художник изображает медсестру, закрывшуюся плечом от его взгляда. Форма прорисована общо, широкими свободными линиями. Сысоев не просто так закрывает складками всю нижнюю часть рисунка, оставляя открытыми только лицо и руки медсестры. Тем самым он акцентирует внимание на главном, что спасало жизни людей и помогало преодолеть тяготы и лишения.
На наброске изображена молодая девушка в форменной одежде медсестры Красного Креста. Если не знать, что рисунок создан в 1940 году, можно с легкостью принять его за дореволюционный. Нужно сказать, что форма советских медсестер внешне очень походила на ту, что носили до 1917 года. Еще в 1940-х годах они носили длинный белый плат — головной убор, практически полностью скрывающий волосы. Традиция ношения подобной одежды неслучайна и имеет глубокие корни. До революции закрытая белая форма символизировала отречение сестры от внешнего мира и сосредоточение на миссии спасения человека. Быть сестрой милосердия значило не только оказывать первую помощь, но и в повседневной жизни быть примером сострадания и помощи обездоленным и нуждающимся. Ведь сестры Красного Креста, помимо участия в боевых действиях, лечили людей на советских стройках, в зонах наводнений, пожаров, голода, болезней.
Николай Сысоев, будучи художником-реалистом, прекрасно перенес образ молодой медсестры на бумагу: сосредоточенный глубокий взгляд, отсутствие улыбки. Особенно интересен ракурс девушки. В прошлых работах большинство крестьян были развернуты анфас либо вполоборота. Они открыто смотрели на зрителя или их взгляд был устремлен вдаль. Здесь же модель изображена сидящей. Ее руки плотно сомкнуты на коленях, тем самым закольцовывая композицию внутри самой себя. Особенно интересно, что художник изображает медсестру, закрывшуюся плечом от его взгляда. Форма прорисована общо, широкими свободными линиями. Сысоев не просто так закрывает складками всю нижнюю часть рисунка, оставляя открытыми только лицо и руки медсестры. Тем самым он акцентирует внимание на главном, что спасало жизни людей и помогало преодолеть тяготы и лишения.