Незаконченный автопортрет Юргиса Прейсса, выполненный в 1976 году, относится к кемеровскому периоду в творчестве художника, который продлился с 1956-го по 1984 год. В рукописном каталоге работ, который составил Прейсс составил сам, эта работа значится как «Автопортрет с портретом матери». В это время Прейсс увлекся малыми жанрами — натюрмортами и пейзажами, часто использовал светлые краски. В этот же период он начал писать портреты — по событиям из прошлого, воспоминаниям и впечатлениям. Многочисленные автопортреты Прейсса в этот творческий период стали для художника чем-то вроде личного дневника.
«Автопортрет» 1976 года относится к поздним работам, он выполнен в экспрессивной манере — широкими пастозными мазками, при которых краска сохраняет рельефность. Художник изобразил себя в красной рубашке, по плечи. На заднем фоне расположены белая ваза с кистями и одна из его собственных работ — «Портрет матери» 1967 года. Исследователи отмечали в картине доминирующие мотивы безысходности, которые отразились и в чертах Прейсса. Ради того, чтобы достоверно передать свои чувства, угнетенное эмоциональное состояние, художник пожертвовал портретным сходством.
Почему Юргис Прейсс не закончил картину, неизвестно. Исследователи предполагают, что художник просто утратил к автопортрету интерес, как только ему удалось высказаться о наболевшем. По другой версии, он по какой-то причине, наоборот, осознал тщетность этой работы. В последние годы жизни Прейсс писал: «Если бы я мог, я бы сегодня отсюда улетел. Я чувствую себя как дерево, пересаженное в другую землю. Часто возникает во мне какой-то протест, и я хочу все бросить и… не знаю, долго ли я так выдержу!»
В собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств автопортрет Юргиса Прейсса поступил в 2003 году от Людмилы Бирюковой, его приемной дочери и наследницы. Кроме этой картины, в музее хранится основной объем творческого наследия художника — больше сотни живописных полотен. Многие из них выставлены в постоянно действующей экспозиции.