Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Другой художник советской эпохи: Юргис Прейсс»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет Веры

Время создания
1954 год
Размер
71x50 см
71×50 см
Техника
Холст, масло
7
Открыть в приложении
#1
Прейсс Ю.И.
Портрет Веры
#2
Юргис Прейсс написал «Портрет Веры» в 1954 году маслом на холсте. Он изобразил студентку Томского медицинского института. «Художник словно боится вспугнуть минутные грезы девушки, склонившейся над книгой. Он любуется плавным движением ее рук, ушедшим в себя взглядом, пышной прядью красивых волос, небрежно схваченных на затылке… Обаяние и необыкновенная женственность, мягкость — вот лейтмотив этого портрета», — писали исследователи творчества Прейсса в статье к художественному каталогу 1974 года.

«Портрет Веры» входит в серию портретов сотрудников Томского медицинского института. Юргис Прейсс оказался в Томске в 1940-х годах: после начала Великой Отечественной войны его, как и многих других немцев, сослали в Сибирь. В этих краях он остался до конца жизни.
#4
Пока Прейсс жил в Европе, он писал свободно и обобщенно, упрощал линейную перспективу, использовал чистые цвета. Его творчество 1930-х годов соответствовало новейшим достижениям европейского искусства того времени

В «томский» период его художественная манера резко изменилась. Ему пришлось писать картины в духе социалистического реализма. 


Прейсс Ю.И, «Геня», 1937 год
Источник: Кемеровский областной музей изобразительных искусств
#5
В послевоенные годы правительство относилось к западным веяниям особенно нетерпимо. Внимание к линии, композиции и открытым цветам презрительно называли «формализмом». Считалось, что искусство должно быть реалистичным и сосредоточиться на содержании, а не на форме. Картины должны были прославлять достижения революции, труд рабочих. 
#8
«Портрет Веры» написан в академической манере — социалистический реализм поощрял ее. Прейсс изобразил объемы светом и тенью, построил линейную перспективу. Кроме того, на поверхности полотна нет шероховатостей и отдельных объемных красочных мазков, живопись сглажена.«Портрет Веры» написан в академической манере — социалистический реализм поощрял ее. Прейсс изобразил объемы светом и тенью, построил линейную перспективу. Кроме того, на поверхности полотна нет шероховатостей и отдельных объемных красочных мазков, живопись сглажена.
#6
Фрагмент картины «Портрет Веры».
Источник: Кемеровский областной музей изобразительных искусств
#7
Особое внимание художник уделил правдоподобным цветам: вся гамма картины соответствует реальным оттенкам предметов.

В 1956 году «Портрет Веры» попал на крупную краевую выставку «Художники Сибири и Дальнего Востока». Картина легко прошла отбор через все цензурные инстанции — городского, областного и краевого выставкомов. Это означало, что полотно действительно отвечало всем требованиям официального искусства.

Сам Прейсс не любил социалистический реализм. Его искусство тогда разделилось на две ветви: официальное, для выставок, и неофициальное, для себя. Сам он так вспоминал о томском периоде: «Конечно, мне это не доставляло счастья, так как хотели иметь не живопись, а цветные масляные картины в самом плохом смысле, во вкусе Сталина. Позднее я научился делать такой кич, потому что нужно было жить».

В собрание КОМИИ работа поступила в 1974 году из Областного управления культуры Кемеровского облисполкома.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Веры

Время создания
1954 год
Размер
71x50 см
71×50 см
Техника
Холст, масло
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Прейсс Ю.И. Коллекция работ

Автопортрет, 1976 год
Автопортрет, 1976 год
Кемеровский музей изобразительных искусств
Московский натюрморт
Московский натюрморт
Кемеровский музей изобразительных искусств
Портрет И. С. Тараторкиной
Портрет И. С. Тараторкиной
Кемеровский музей изобразительных искусств
Женский портрет
Женский портрет
Кемеровский музей изобразительных искусств
Рододендроны
Рододендроны
Кемеровский музей изобразительных искусств
Натурщица
Натурщица
Кемеровский музей изобразительных искусств
Геня в теплой кофте
Геня в теплой кофте
Кемеровский музей изобразительных искусств
Задумалась
Задумалась
Кемеровский музей изобразительных искусств
Портрет А. Р. Димзе
Портрет А. Р. Димзе
Кемеровский музей изобразительных искусств
Пейзаж. Сена в Париже
Пейзаж. Сена в Париже
Кемеровский музей изобразительных искусств
Портрет матери
Портрет матери
Кемеровский музей изобразительных искусств
Автопортрет. 1980
Автопортрет. 1980
Кемеровский музей изобразительных искусств
Автопортрет с Геней
Автопортрет с Геней
Калининградский музей изобразительных искусств
Хельсингфорс
Хельсингфорс
Кемеровский музей изобразительных искусств
Актриса Гизела Май
Актриса Гизела Май
Кемеровский музей изобразительных искусств
Портрет Эйнштейна
Портрет Эйнштейна
Кемеровский музей изобразительных искусств
Женский портрет (Забина Круг)
Женский портрет (Забина Круг)
Кемеровский музей изобразительных искусств
Пейзаж на термоядерной войне
Пейзаж на термоядерной войне
Кемеровский музей изобразительных искусств
Набросок мужской фигуры (Свен)
Набросок мужской фигуры (Свен)
Кемеровский музей изобразительных искусств
Автопортрет с Геней
Автопортрет с Геней
Кемеровский музей изобразительных искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%