Центральный образ в иконографии Христа — Господь Вседержитель, или Пантократор (с греческого — «Всевластный»). Он показывает Иисуса в виде Судии на грядущем Страшном суде. Именно Вседержителем, «Властителем всего», много раз именуется Господь в текстах Ветхого и Нового Завета:
Господь Вседержитель
Время создания
1803 год
Место создания
Владимирская область, поселок Мстёра
Размер
31,8x27,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Открыть в приложении#1
Господь Вседержитель
#2
#12
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
От Иоанна 12:47
#13
Иконография образа окончательно сложилась в Византиии к X столетию, где поясное изображение Христа Пантократора обязательно помещалось в центральном куполе храма. Икона Вседержителя также всегда располагалась в центре деисусного чина (группы из нескольких икон) храмового иконостаса. Древнейшее известное изображение Вседержителя — икона «Христос Пантократор» из Синайского монастыря середины VI века.
Черты, обозначенные древним живописцем, стали каноническими для иконографии Христа. Икона из коллекции Томского музея представляет Христа фронтально, по пояс. В этом образе преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, но вместе с тем и триумфальности, строгости, сосредоточенности. Пальцы правой руки сложены в жесте благословения, левой рукой Спаситель поддерживает открытое Евангелие с текстом:
Черты, обозначенные древним живописцем, стали каноническими для иконографии Христа. Икона из коллекции Томского музея представляет Христа фронтально, по пояс. В этом образе преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, но вместе с тем и триумфальности, строгости, сосредоточенности. Пальцы правой руки сложены в жесте благословения, левой рукой Спаситель поддерживает открытое Евангелие с текстом:
#10
Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз успокою вы….
от Матфея 11:28
#11
Икона написана в слободе Мстёре, одном из центров русской иконописи. С начала XVIII столетия и даже ранее оттуда в Сибирь отправлялось огромное количество икон. Решение о приобретении образов для Томской епархии принимали специальные комиссии, которые оценивали их качество. На цену влияли уровень мастерства автора, размеры иконы, вид древесины, материал оклада, использование золота и серебра. Поскольку образы доставлялись не только в коробах офень (так называли странствующих продавцов), но и целыми возами, их качество часто оказывалось спорным.
Стоимость иконы в то время была высокой: она явно создана опытным автором, а детали подчеркнуты сусальным и твореным золотом. Судя по описям местных храмов, где чаще всего встречаются подписные и датированные образы, икона Томского собрания была написана по заказу одной из церквей или же одного из состоятельных горожан.
Стоимость иконы в то время была высокой: она явно создана опытным автором, а детали подчеркнуты сусальным и твореным золотом. Судя по описям местных храмов, где чаще всего встречаются подписные и датированные образы, икона Томского собрания была написана по заказу одной из церквей или же одного из состоятельных горожан.
#9
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Господь Вседержитель
Время создания
1803 год
Место создания
Владимирская область, поселок Мстёра
Размер
31,8x27,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться