Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Томский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Господь Вседержитель

Время создания
1803 год
Место создания
Владимирская область, поселок Мстёра
Размер
31,8x27,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Открыть в приложении
#1
Господь Вседержитель
#2
Центральный образ в иконографии Христа — Господь Вседержитель, или Пантократор (с греческого — «Всевластный»). Он показывает Иисуса в виде Судии на грядущем Страшном суде. Именно Вседержителем, «Властителем всего», много раз именуется Господь в текстах Ветхого и Нового Завета:
#12
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
От Иоанна 12:47
#13
Иконография образа окончательно сложилась в Византиии к X столетию, где поясное изображение Христа Пантократора обязательно помещалось в центральном куполе храма. Икона Вседержителя также всегда располагалась в центре деисусного чина (группы из нескольких икон) храмового иконостаса. Древнейшее известное изображение Вседержителя — икона «Христос Пантократор» из Синайского монастыря середины VI века.

Черты, обозначенные древним живописцем, стали каноническими для иконографии Христа. Икона из коллекции Томского музея представляет Христа фронтально, по пояс. В этом образе преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, но вместе с тем и триумфальности, строгости, сосредоточенности. Пальцы правой руки сложены в жесте благословения, левой рукой Спаситель поддерживает открытое Евангелие с текстом:
#10
Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз успокою вы….
от Матфея 11:28
#11
Икона написана в слободе Мстёре, одном из центров русской иконописи. С начала XVIII столетия и даже ранее оттуда в Сибирь отправлялось огромное количество икон. Решение о приобретении образов для Томской епархии принимали специальные комиссии, которые оценивали их качество. На цену влияли уровень мастерства автора, размеры иконы, вид древесины, материал оклада, использование золота и серебра. Поскольку образы доставлялись не только в коробах офень (так называли странствующих продавцов), но и целыми возами, их качество часто оказывалось спорным.

Стоимость иконы в то время была высокой: она явно создана опытным автором, а детали подчеркнуты сусальным и твореным золотом. Судя по описям местных храмов, где чаще всего встречаются подписные и датированные образы, икона Томского собрания была написана по заказу одной из церквей или же одного из состоятельных горожан.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Господь Вседержитель

Время создания
1803 год
Место создания
Владимирская область, поселок Мстёра
Размер
31,8x27,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%