Игорь Эммануилович Грабарь — художник-живописец, искусствовед, художественный критик, реставратор, педагог, музейный деятель, архитектор, директор Третьяковской галереи, организатор реставрационного центра по спасению древнерусского искусства.
Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. В 1876 году Эммануил Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии. В течение 1879–1880 годов в Российскую империю переехали его жена с сыновьями.
«Автопортрет с женой» написан в Москве, по возвращении с дачи в селе Крылатском, которую семья снимала на лето.
Там, на этой даче, в конце августа 1923 года была написана этюд-картина большого размера «Ясный осенний вечер». По словам Игоря Эммануиловича, это была одна из самых удачных картин, написанных летом 1923 года. Именно на фоне «Ясного осеннего вечера», вставленного в раму и наполовину закрытого восточным ковром, написан «Автопортрет с женой».
«Автопортрет с женой» Игорь Эммануилович Грабарь также создал в 1923 году. Тогда же Пётр Петрович Кончаловский тоже написал «Автопортрет с женой на коленях». Прообразом, вдохновением для этих работ был «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта.
Автопортрет Грабаря не так явно близок к работе Рембрандта, как произведение Кончаловского: у Игоря Эммануиловича иное композиционное решение, другой сюжет. Но своей живописной щедростью, своим безудержно счастливым настроением он связан с вдохновляющим примером Рембрандта.
Здесь мы видим радушных хозяев на пороге мастерской, это два нескрываемо счастливых человека: художник, только что закончивший работу, работу явно удачную, и его жена, всегда интересующаяся творческим процессом мужа, разделяющая в этот момент радость творческого свершения супруга. Внутренняя близость этих людей так естественна, так полна, открыта, что зрителю невольно передается их настроение.
Портрет написан перед самым отъездом художника в Америку. «Мои картины имели значительный успех, печатались во всех газетах и журналах, и публика все время толпилась перед ними. Я получил несколько предложений остаться в Нью-Йорке…» — писал позднее об этой поездке Игорь Эммануилович.
В Россию художник и его картины вернулись в конце июня 1924 года.