Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960) родился в Будапеште (ныне Венгрия), но еще в раннем детстве художника, его семья перебралась в Россию. Увлечение будущего художника живописью началось еще в детские годы, позднее он писал о себе: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей». Окончил сразу два факультета Петергургского университета: юридический и историко-филологический. Посещал частные уроки рисования у Павла Чистякова, а в 1894 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался в мастерской И.Е. Репина. Продолжил обучение в Мюнхене, в частной школе-студии А. Ажбе.
Вернувшись в Россию, Грабарь сблизился с художниками объединения «Мир искусства», активно выступал с публикациями в одноименном журнале. Помимо живописи важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. Явился автором и редактором предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства» (1910—1916) и др. Колоссальные вехи в творческой жизни Игоря Эммануиловича Грабаря представляют: работа в должности директора Государственной Третьяковской галереи (1913—1925); инициатива создания и руководство Центральными реставрационными мастерскими в Москве (1918—1930). Не случайно крупнейший в современной России Научно-реставрационный центр (г. Москва) носит имя академика И.Э. Грабаря. Советское государство высоко оценило заслуги мастера: И.Э. Грабарь стал академиком двух Академий — Академии Наук СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947), удостоен Сталинской премии 1-й степени (1941) и почётного звания Народный художник СССР (1956).
В начале 1900-х Грабарь увлёкся импрессионизмом. Он любил зиму и зимние пейзажи, этому жанру посвятил свои лучшие и знаменитые произведения. Художник часто говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него терял свою привлекательность… И тогда он начинал писать натюрморты. В имении Дугино, где подолгу жил художник, круглый год в саду и оранжерее росли цветы, и среди натюрмортов в творчестве Грабаря преобладают именно цветочные.
Зимний пейзаж «Дугино. Восход солнца» представляет импрессионистические искания художника — наиболее известный и узнаваемый период его творчества. Кстати, Дугино — подмосковное имение фабриканта и художника-любителя Николая Мещерина, родственника художника по линии жены. Здесь часто бывали и подолгу гостили многие известные художники: Левитан, Малютин, Степанов и др. Очарованный просторами полей и уютом окрестных деревушек, Грабарь жил и работал в Дугино около тринадцати лет, именно здесь создал многие свои известные произведения.