Народный художник СССР Владимир Игошев родился в Башкирии. В 1940 году он окончил театрально-художественное училище в Уфе, а в 1950-м — Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.
В 1954 году он впервые отправился на Север, на территорию современной Югры. Там он изучал незатейливый быт ханты-мансийских оленеводов, охотников и рыбаков, их традиции и обычаи. Мужчины на Севере считались добытчиками и защитниками, а женщины — хранительницами домашнего очага. Долгая холодная зима, полная зависимость от природы и ее превратностей выработали в людях спокойное, терпеливо-созерцательное отношение ко всему происходящему, наблюдательность, умение максимально разумно и экономно использовать дары земли.
Сюжетная композиция картины представляет рассказ о жизни женщины северного народа. Девочек начинали учить рукоделию с самых юных лет. Зритель видит взрослую женщину в контровом освещении. Ее движения доведены до автоматизма: ногой она качает люльку и одновременно выполняет кропотливую работу — тянет оленью жилу. Внучка в колыбели внимательно наблюдает за бабушкой.
Картина выполнена в приглушенной палитре. Комнату, где находятся женщина с ребенком, заливает мягкий свет из окна. Голову девочки обрамляет нежное сияние — это освещенный платок, который накинули на люльку.
Народы ханты и манси наделяли колыбели для детей большой силой. Существовало несколько видов колыбелей: различались они материалами, из которых изготовлены, и временем использования — дневные и ночные. Берестяные колыбели мастерили только женщины, деревянные — мужчины. Считалось, что без колыбели малыш беззащитен, подвержен опасностям. Берестяные дневные колыбели привычны для северных хантов и манси, а деревянные — для северных и восточных. Над изголовьем колыбели всегда укреплялась дуга из черемухового дерева — для полога. Подвешивали колыбель на специальный крюк. Существовало много примет, связанных с колыбельками. Например, выносить из дома или заносить ее полагалось только изголовьем вперед. Через порог люльку не передавали. Когда ребенок подрастал, колыбель хранили до появления следующего малыша. Когда люлька приходила в негодность, ее не выбрасывали, а относили в лес и подвешивали на березу.
В 1954 году он впервые отправился на Север, на территорию современной Югры. Там он изучал незатейливый быт ханты-мансийских оленеводов, охотников и рыбаков, их традиции и обычаи. Мужчины на Севере считались добытчиками и защитниками, а женщины — хранительницами домашнего очага. Долгая холодная зима, полная зависимость от природы и ее превратностей выработали в людях спокойное, терпеливо-созерцательное отношение ко всему происходящему, наблюдательность, умение максимально разумно и экономно использовать дары земли.
Сюжетная композиция картины представляет рассказ о жизни женщины северного народа. Девочек начинали учить рукоделию с самых юных лет. Зритель видит взрослую женщину в контровом освещении. Ее движения доведены до автоматизма: ногой она качает люльку и одновременно выполняет кропотливую работу — тянет оленью жилу. Внучка в колыбели внимательно наблюдает за бабушкой.
Картина выполнена в приглушенной палитре. Комнату, где находятся женщина с ребенком, заливает мягкий свет из окна. Голову девочки обрамляет нежное сияние — это освещенный платок, который накинули на люльку.
Народы ханты и манси наделяли колыбели для детей большой силой. Существовало несколько видов колыбелей: различались они материалами, из которых изготовлены, и временем использования — дневные и ночные. Берестяные колыбели мастерили только женщины, деревянные — мужчины. Считалось, что без колыбели малыш беззащитен, подвержен опасностям. Берестяные дневные колыбели привычны для северных хантов и манси, а деревянные — для северных и восточных. Над изголовьем колыбели всегда укреплялась дуга из черемухового дерева — для полога. Подвешивали колыбель на специальный крюк. Существовало много примет, связанных с колыбельками. Например, выносить из дома или заносить ее полагалось только изголовьем вперед. Через порог люльку не передавали. Когда ребенок подрастал, колыбель хранили до появления следующего малыша. Когда люлька приходила в негодность, ее не выбрасывали, а относили в лес и подвешивали на березу.