Художник Владимир Игошев написал «Мансийский натюрморт» в 1973 году. Несмотря на то, что натюрморт постановочный, расположение предметов мансийского быта, изображенных на нем, создает ощущение спонтанности. Значение имеет и цветовое решение картины: теплые коричневато-серые оттенки и мягкий, равномерный, приглушенный свет создают уютную атмосферу. Пестрый красный платок вносит в натюрморт элемент беззаботности. В центре композиции на деревянном ларце лежат богато расшитая орнаментом женская сумка-тутчан и мешок для хранения одежды.
Тутчаном в Югре называли мешочек для рукоделия. В него складывали кусочки кожи, меха, ткани. Вместе с этими запасами материалов, иголками и нитками женщины хранили и дорогие своему сердцу амулеты. Женщины никогда не расставались с тутчанами, брали их с собой, отправляясь на стойбище или в лес. Поэтому даже при погребении сумка-тутчан всегда оставалась с хозяйкой. Тутчаны украшали бисером, мозаикой из мха или кожи, металлическими подвесками, народным орнаментом. Считалось, что на протяжении всей жизни эти украшения оберегают владелицу сумки от темных сил.
В правой части натюрморта изображены деревянные лыжи. Обычно основу лыж изготавливали из ели или кедра. Деревянные лыжи назывались «голицами», а те, скользящая сторона которых была обклеена мехом оленя или лося, — «подволоками» (их в основном использовали охотники). Для защиты обуви от влаги вокруг крепления прикрепляли защитный мешок из светлой ткани. Иногда лыжники использовали лыжный посох, изготовленный из еловой древесины. На один конец посоха крепилась лопатка, на другой — кольцо.
На стене — меховая одежда, меховые нырики и нож в чехле. Это самые необходимые вещи в таежном быту. Нырики (ньюр) — обувь юганских ханты. Башмачная часть изготавливалась из дубленой и окрашенной кожи, а внутренняя — из меха. Для летней обуви ворс состригали. Голенище шили из плотной ткани, а для зимней обуви голенище утепляли, простегивали. Повседневная обувь украшалась разноцветными полосками, а праздничная — вышивкой, орнаментом из темной и светлой ровдуги. Рисунок для мужской и женской обуви различался.
Тутчаном в Югре называли мешочек для рукоделия. В него складывали кусочки кожи, меха, ткани. Вместе с этими запасами материалов, иголками и нитками женщины хранили и дорогие своему сердцу амулеты. Женщины никогда не расставались с тутчанами, брали их с собой, отправляясь на стойбище или в лес. Поэтому даже при погребении сумка-тутчан всегда оставалась с хозяйкой. Тутчаны украшали бисером, мозаикой из мха или кожи, металлическими подвесками, народным орнаментом. Считалось, что на протяжении всей жизни эти украшения оберегают владелицу сумки от темных сил.
В правой части натюрморта изображены деревянные лыжи. Обычно основу лыж изготавливали из ели или кедра. Деревянные лыжи назывались «голицами», а те, скользящая сторона которых была обклеена мехом оленя или лося, — «подволоками» (их в основном использовали охотники). Для защиты обуви от влаги вокруг крепления прикрепляли защитный мешок из светлой ткани. Иногда лыжники использовали лыжный посох, изготовленный из еловой древесины. На один конец посоха крепилась лопатка, на другой — кольцо.
На стене — меховая одежда, меховые нырики и нож в чехле. Это самые необходимые вещи в таежном быту. Нырики (ньюр) — обувь юганских ханты. Башмачная часть изготавливалась из дубленой и окрашенной кожи, а внутренняя — из меха. Для летней обуви ворс состригали. Голенище шили из плотной ткани, а для зимней обуви голенище утепляли, простегивали. Повседневная обувь украшалась разноцветными полосками, а праздничная — вышивкой, орнаментом из темной и светлой ровдуги. Рисунок для мужской и женской обуви различался.