В 1914 году Павел Филонов и несколько других представителей русского авангарда опубликовали манифест аналитического искусства под названием «Сделанные картины». Метод Филонова предполагал, что в природе и в искусстве всё развивается от части к целому. Каждым движением художник создаёт «атом» новой материи, благодаря чему всё, что изображено на холсте, вырастает «органически». Результатом этого аналитического метода в живописи стала сложная композиция, в которой все элементы тесно связаны. Такая структура возникла из наслоений цвета и форм.
Крестьянская семья
Время создания
1914 год
Размер
159x128 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
17
Открыть в приложении #2
#4
Одной из первых «сделанных картин» Филонова стала работа «Крестьянская семья», или «Святое семейство». В этом полотне художник воплотил свое понимание Рождества Христова. Он запечатлел Деву Марию, Иосифа и младенца Иисуса, окружённых животными и цветами. Их фигуры восходят к простонародным типажам лубочных картинок: как и многие авангардисты, автор вдохновлялся народным искусством.
Филонов был верующим человеком: он ездил в Иерусалим, совершил паломничество на Афон. Его восхищали произведения русских иконописцев. Поэтому «Крестьянскую семью» художник отчасти создал в иконописной стилистике. Фигуры матери и младенца художник написал практически по канону, а лики изобразил с тонкими носами, большими глазницами и пробелами.
#6
Как все футуристы, Филонов верил в будущий расцвет мира, который последует после апокалипсиса — гибели старого мира. Современник художника, российский и советский график Николай Кузьмин, писал: «Когда разразилась первая мировая война, многие претендовали на роль прорицателей, предугадавших в своём творчестве грядущие кровавые беды. Филонов более других заслужил звание пророка». Предчувствие этого апокалипсиса отразилось даже в «лицах» животных. Так выразительные тёмные глаза лошади как будто полны слёз.
#7
«Крестьянская семья» относится к циклу из двадцати двух картин под названием «Ввод в мировой расцвет». Вся серия посвящена будущему, когда искусство восторжествует в жизни человека.
#8
Принцип «мирового расцвета» отразился в пёстром мире вокруг героев полотна. Автор подобрал красочный, насыщенный, сияющий колорит. Особенно в палитре художника преобладали розовые, лиловые и сиреневые оттенки. Такие цвета были характерны для венецианской школы Возрождения, которую ценил Филонов.
#10
#9
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Крестьянская семья
Время создания
1914 год
Размер
159x128 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться