Григорий Мясоедов известен, прежде всего, как художник жанровых полотен о жизни крестьян в пореформенной России и один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Однако им было написано много пейзажей и несколько портретов. В экспозиции Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого представлено его произведение «Первый оттиск». Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина был написан в 1891 году к 40-летию его творческой деятельности. Картина была выставлена на XIX Передвижной художественной выставке под авторским названием «Пробный оттиск».
Григорий Мясоедов изобразил прославленного пейзажиста и «певца леса» у печатного станка, тем самым подчеркнув его значительную роль в развитии офорта. Иван Иванович Шишкин стоит со своим первым оттиском в руках, сквозь бумагу просвечивает изображение лесного пейзажа. И этот оттиск удался, судя по улыбающимся глазам художника. Картина почти двухметровая в высоту, портрет исполнен в полный рост. Иван Шишкин, в жизни и так высокий и могучий, кажется на ней настоящим былинным героем-исполином.
Григорий Мясоедов изобразил прославленного пейзажиста и «певца леса» у печатного станка, тем самым подчеркнув его значительную роль в развитии офорта. Иван Иванович Шишкин стоит со своим первым оттиском в руках, сквозь бумагу просвечивает изображение лесного пейзажа. И этот оттиск удался, судя по улыбающимся глазам художника. Картина почти двухметровая в высоту, портрет исполнен в полный рост. Иван Шишкин, в жизни и так высокий и могучий, кажется на ней настоящим былинным героем-исполином.
Наследие Шишкина-гравера огромно. По уровню мастерства в искусстве офорта И. И. Шишкину не было равных среди мастеров русского искусства XIX века. Известный исследователь творчества Шишкина Г. П. Павлова указывает на то, что всего им было создано 112 офортов и 47 литографий, усовершенствован и введен в России способ гравирования, называемый выпуклым офортом или автоцинкографией, который позволяет печатать репродукции одновременно с текстом. С его именем связано возрождение авторского эстампа в России второй половины XIX века. До этого времени русские художники-граверы, как правило, копировали западноевропейские образцы или собственные картины. И. И. Шишкин вначале также увидел в классических печатных техниках, офорте и литографии средства для создания более качественных и дешевых репродукций своих произведений, но скоро осознал, что эти техники открывают новые возможности выражения, и обратился к авторскому эстампу.
Еще одной характерной чертой Шишкина-гравера было то, что он не только создавал композицию, многократно перерабатывал доски и печатал пробные оттиски, но и, в отличие от многих предшественников, собственными руками печатал основной тираж своих гравюр и литографий.