В экспозиции Севастопольского художественного музея имени Михаила Павловича Крошицкого представлена картина выдающегося русского живописца Василия Дмитриевича Поленова «Античный пейзаж». Художник создал обобщенный, синтезированный образ Греции — «лучезарной страны победившего добра и разума, воплотившихся в совершенных формах ее художественных творений».
Талантливый пейзажист, автор популярных работ на мифологические сюжеты, Василий Дмитриевич Поленов был высокообразованным и разносторонне одаренным человеком. Он прекрасно знал историю, античную литературу, любил музыку, поэтому легко и радостно принимал участие в театральных постановках в Частной опере Саввы Ивановича Мамонтова как художник-декоратор, актер и даже автор музыки. В 1894 году Поленов создал декорацию к живой картине «Афродита», поставленной на Первом съезде русских художников в зале Благородного собрания. Позже он использовал найденное решение для оформления оперы «Призраки Эллады», написанной им совместно с Николаем Сергеевич Кротковым на либретто Саввы Мамонтова. Эта опера была поставлена в 1906 году в Большом зале Московской консерватории силами музыкантов-любителей. Отзывы на этот спектакль были разные: восторженные, сдержанные и даже скептичные.
В том же 1906 году, как бы обобщая и подытоживая
свои размышления об античности, опираясь на многочисленные эскизы,
варианты декораций, Василий Дмитриевич написал самостоятельную станковую
картину «Античный пейзаж». Звучность и чистота тона, слепящее сияние солнца
на теплой поверхности гладкого мрамора — все это говорит о ясной
и возвышенной красоте. Художнику удалось соединить реальность
и вымысел, натурные этюды, написанные во время первого путешествия
по странам Ближнего Востока и Греции в 1881–1882 годах,
и широко известные, узнаваемые античные памятники — дорический храм,
знаменитую статую Венеры Милосской. Любопытно, что Поленов использовал
и в эскизах, и в картине этюд «Троада», хранящийся
в Третьяковской галерее, только «перевернул» легендарную гору
в другую сторону.