Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Галерея искусства стран Европы и Америки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Завтрак на траве

Время создания
1866
Размер
129,8x181,1 см
Техника
Холст, масло
18
Открыть в приложении
#1
Клод Моне
Завтрак на траве
#15

Черный цвет

#2
#8
Клод Моне известен как один из отцов-основателей импрессионизма — сам этот художественный стиль получил имя по названию его картины «Впечатление. Восходящее солнце» (по-французски — «Impression, soleil levant», 1872 год). Однако «Завтрак на траве» (1865–1866) еще ранняя работа, что заметно, в частности, по активному использованию в палитре черного. Позже импрессионисты откажутся от черного как от цвета, не существующего в природе в чистом виде: любая тень в действительности куда более натурально передается рефлексами иных цветов (например, темно-зеленого на траве или темно-серого на асфальте). Самый показательный пример — картина Ренуара «Девушки в черном», в которой художник вообще не использовал этот цвет.
#9
Пьер Огюст Ренуар. Девушки в чёрном. 1880–1882 годы
ГМИИ им. А.С. Пушкина
#16

Человеческие фигуры

#3
#10
«Завтрак на траве» Моне — парафраз одноименной картины Эдуарда Мане, которая вызвала скандал в художественных кругах Франции несколькими годами ранее. Однако, если на полотне Мане все персонажи были стопроцентно узнаваемы и эта портретность, очевидно, была для художника важна, то Моне интересовало совсем другое: прежде всего пейзаж и бытование в этом пейзаже человеческих фигур как таковых. Поэтому, несмотря на редкое для него обращение к многофигурной композиции, в действительности для «Завтрака на траве» ему позировало всего нескольких человек. В частности, все мужские образы — это коллеги Моне: художники Фредерик Базиль и Альберт Ламброн. Женские фигуры также, очевидно, списаны с одной и той же модели. Биографические сведения не позволяют точно утверждать, что возлюбленная Моне, Камилла Донсье, ездила с ним в Шайи, где был написан «Завтрак на траве», и все же по самой распространенной версии это именно она (другие кандидатуры — некие «молоденькая Габриэль» и «маленькая Эжени», упоминающиеся в документах). Косвенное доказательство — то, что в более поздней работе «Девушки в саду», для которой совершенно точно позировала Камилла, можно увидеть те же самые платья.
#17

Листва

#4
#11
Главные герои «Завтрака на траве» — не люди, участвующие во вполне рядовой галантной сценке, и даже не пейзаж как таковой, а солнечный свет. В том, как этот свет озаряет листву в левой верхней части картины, уже можно увидеть черты импрессионизма: Моне использует свободный раздельный мазок, запечатлевая природу не обобщенно статичной, но изменчивой, находящейся в вечном движении. В эти годы Моне уже частично писал на пленэре — и в прорисовке листвы и играющих на ней солнечных зайчиков пленэрный опыт ему, безусловно, пригодился.
#18

Сердце на стволе дерева

#5
#12
Сердце, вырезанное на стволе дерева — символ довольно загадочный. Мэри Гедо в своей книге «Моне и его муза» встраивает «Завтрак на траве» в контекст личной жизни художника и его романа с Камиллой Донсье, девушкой более низкого социального статуса, союз с которой до поры до времени Моне приходилось скрывать от родственников. По мнению Гедо, изобразив Камиллу на картине, художник, грубо говоря, сжег мосты: во всеуслышание объявил о своих романтических планах, не боясь осуждения родни. Сердце, таким образом, можно воспринимать как составную часть этого художественного признания в любви.
#19

Человек, который прячется за деревом

#6
#13
В продолжение романтической версии происхождения сердца исследовательница Мэри Гедо предполагает, что под видом человека, прячущегося за деревом в правом углу картины (и не идентифицируемого как Фредерик Базиль или Альберт Ламброн), Моне вывел собственного отца, который шпионит за художником и его возлюбленной Камиллой.
#20

Подпись художника

#7
#14
Созвучие фамилий Моне и Мане приводило к тому, что художников порой путали и при их жизни (на Салоне 1865 года старший, Эдуард, с раздражением вынужден был принимать поздравления по случаю успеха своих морских пейзажей, которые на самом деле написал младший, Клод, — тогда как работы Эдуарда, в том числе знаменитая «Олимпия», наоборот, были встречены критически). Во избежание дальнейшей путаницы Моне уже на следующий год стал подписывать свои работы, включая и «Завтрак на траве», не просто фамилией, как это было заведено, а полностью, вместе с именем.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Завтрак на траве

Время создания
1866
Размер
129,8x181,1 см
Техника
Холст, масло
18
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%