Девочка на шаре
Пабло Пикассо
13
Девочка на шаре
Пабло Пикассо
00:00
00:00
Скорость: 1x
13
Попробуйте режим«Дополненной реальности»
Пабло Пикассо. «Девочка на шаре»

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Галерея искусства стран Европы и Америки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Пабло Пикассо. «Девочка на шаре»

Об экспонате

#1
Пабло Пикассо
Девочка на шаре
#21

Руки эквилибристки

#3
#9
Тонкий стан эквилибристки — очевидный контраст с массивной фигурой силача на переднем плане — венчают руки, устремленные к небу. Так героиня пытается обрести равновесие на неустойчивом шаре. Сам образ не уникален: розовый период Пикассо (около 1904–1906 годов) часто еще называют цирковым; цирковые артисты, в том числе акробаты и эквилибристы, населяют множество его работ того времени. Тем не менее в «Девочке на шаре» художнику удалось нащупать интересное композиционное решение: жест главной героини как бы связывает ее фигуру с небосклоном — нетрудно заметить, что и цвет ее трико ближе всего к голубоватому оттенку неба.
#22

Спина атлета

#4
#10
В отличие от тонкой, бестелесной фигуры девочки, монументальная спина атлета, занимающая добрую половину переднего плана картины, решена в охристо-розовых, «чахоточных», по выражению Аполлинера, тонах, которые эхом отзываются в землистых холмах фонового пейзажа. 

Таким образом, центральное для «Девочки на шаре» противопоставление акцентируется сразу на множестве уровней: не только «женское — мужское», не только «молодость — зрелость», не только «хрупкость — устойчивость», но и «небо — земля», «дух — материя».
#23

Шар и куб

#5
#12
По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, — тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»). Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы.
#24

Следы второй ступни и правого колена

#6
#18
Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию. По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки — как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом. В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено.
#19
Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком. 1903 год
ГМИИ им. А.С. Пушкина
#25

Фигуры на заднем плане

#7
#14
Цирковые артисты у Пикассо никогда не показаны на рабочем месте — сцены с их участием переносятся в пространство некоего условного пустынного ландшафта. Именно это происходит и с «Девочкой на шаре»: пейзаж за спинами главных героев решен в виде последовательности горизонтальных планов разного цвета — на этом фоне вертикальная динамика атлета и эквилибристки воспринимается особенно ярко. Человеческие фигуры на заднем плане — типичный стаффаж*: живописцы XVI–XVII веков взяли за правило изображать их на своих полотнах для оживления пейзажа. Характерно, что эти фигуры развернуты спиной к основной сцене картины и явно удаляются прочь, равнодушные к трюкам, которые репетируют силач и эквилибристка. По одной из версий, это высказывание художника на тему невостребованности их искусства, которое он в значительной степени уподоблял своему.
#15
* Стаффаж — фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
#26

Лошадь

#8
#16
«Девочка на шаре» — редкий у Пикассо пример композиции с последовательно открывающимися перед зрителем пространственными планами: на первом — атлет; на втором — эквилибристка; на третьем — фигура матери с детьми и собачкой; наконец, на последнем, четвертом, — пасущаяся в пейзаже белая лошадь. Лошадь — сквозной образ на картинах художника этого периода: она появляется также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на большом количестве эскизов — например, это «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».
#20
Пабло Пикассо. Семья комедиантов. Эскиз к картине «Les Bateleurs». 1905 год
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Полное наименованиеДевочка на шаре
АвторПабло Пикассо
Дата создания1905
ТехникаХолст, масло
Размеры147 х 95 см
КоллекцияС 1948 – ГМИИ

Похожие экспонаты

Домик в саду (Домик и деревья)
Пабло Пикассо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Деревенский танец
Пабло Пикассо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Этюд «Дружба»
Пабло Пикассо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Этюд «Три женщины»
Пабло Пикассо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Женщина с веером
Пабло Пикассо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Портрет Амбруаза Воллара
Пабло Пикассо
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Показать все
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
По вашему запросу ничего не найденоПопробуйте уточнить параметры поиска
Экспонаты
Найдено: 
Показать все
Выставки
Найдено: 
Показать все
Музеи
Найдено: 
Показать все
%title%
%author%
%organization%
%label%
%title%
%organization%
%dates%
%label%
%title%
Топ-100