Напряженное исследование эффектов света вышло в серии Руанских соборов за пределы характерного для импрессионизма чисто внешнего наблюдения: в каждой из работ серии Моне удалось найти ключ к свойствам и смыслам самой готической архитектуры.
В «Руанском соборе вечером» заходящее солнце заливает светом западный фасад памятника; поверхность камня обращается раскаленной магмой с «огненными» пинаклями и островерхими фронтонами, вызывая ассоциации с понятием «пламенеющая готика».
Видимо, желая закрепить картину за собой, Сергей Щукин расписался на обороте картины карандашом: это единственный в мире холст с его автографом. Факт прямой продажи работы, минуя галерею Дюран-Рюэля, вызвал недовольство маршана, однако художник убедил его, что уступает работу дороже рыночных цен: «Руанский собор» обошелся Щукину в 18000 франков, а в галерее такие картины стоили тогда лишь 15000. В ноябре 1901 года коллекционер вернулся к Моне в Живерни за своей картиной и привез ее в Москву