Серия работ, изображающих Руанский собор, создавалась мастером начиная с конца зимы 1892 года. Художник оказался «гипнотически» привязан к архитектурному образу средневекового готического собора. Он обосновался на Соборной площади в апартаментах, выходящих окнами на монументальный западный фасад. С этой точки мастер и пишет памятник.
Спустя год Моне возвращается в Руан вновь в тот же сезон, чтобы продолжить начатое. Всего в Руане им было исполнено 30 полотен с видами фасада собора. Желание отразить в картинах взаимопроникновение света в атмосфере и цвета старого камня потребовало от мастера небывалой концентрации энергии и внимания. Недаром образ собора стал буквально преследовать художника, превратившись в наваждение:
«Как тяжело… Я сломлен, я не могу больше… У меня была ночь, полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то желтым…», — признавался он второй жене, Алис Моне. Столь глубокое увлечение архитектурной темой возникло у Моне впервые.
Подобно природным объектам, которым Моне посвящал свои серии в предыдущем десятилетии, фасад собора представлен в разное время суток при разном освещении. Однако передача фактуры камня, пережившего несколько веков, стала для художника перед еще невиданной задачей. Моне посчастливилось застать собор в его наиболее живописном состоянии — потемневшим и словно оплывшим, покрытым вековой многослойной патиной. Все эти следы старения были устранены в начале ХХ века при реставрации памятника.