Новые приемы живописи молодых художников, непривычный вид их картин привели к тому, что их произведения не принимали в Салон, считая их незавершенными. В 1874 году художники объединились в группу для того, чтобы показать свои картины на независимой выставке. Эта выставка прошла в ателье фотографа Надара. Именно здесь Моне представил картину «Впечатление. Восход солнца» («L’impression. Le soleil levant»). Это произведение художника и дало название целому направлению. Увидевший полотно критик Луи Леруа обыграл название картины в заглавии своей статьи «Выставка импрессионистов». Художники не только благосклонно отнеслись к данному им в шутку прозвищу, но и использовали его как официальное название группы. На этой выставке экспонировалась и картина «Бульвар Капуцинок в Париже». Она была написана из окон фотоателье Надара. Художник изобразил парижский бульвар увиденным как бы случайно брошенным взглядом. В открывшейся панораме Моне интересуют не архитектурные достопримечательности улицы, а облик в целом. Отдельные детали тонут в красочном мареве. Рама картины выхватывает только часть бульвара, срезает фигуры мужчин на балконе. Толпа и деревья написаны эскизно, мелкий мазок рождает ощущение весеннего воздуха, напоенного светом. Основной эффект картины строится на контрасте освещенной левой и затененной правой сторон бульвара. Наблюдая жизнь города, художник замечает, что у предметов не существует раз и навсегда зафиксированного цвета. Цвет предметов зависит от освещения. Так, изображая еще не опушенные листвой кроны деревьев, художник использует мазки желтого цвета в освещенной части и синие и фиолетовые в тени. Сама тень написана художником без применения традиционного для ее изображения серого цвета. Она становится голубовато-лиловой. Здания в левой части композиции обретают под кистью Моне цвет, который придал им яркий солнечный свет. Свет подчиняет себе не только цвет предметов, но и растворяет их форму, делая ее зыбкой и вибрирующей. Для Моне становится важным передать не столько сами предметы, фигуры людей, экипажи, сколько краткий миг быстротекущего времени. Вместо застывшего пространства в его картине оживает само время, предметы схвачены в краткий миг перехода от одного временнóго состояния в другое. Подобная временнáя концепция изображения пространства предваряет рождение десятой музы искусства — кинематографа, с его ожившим изображением. Интересно, что спустя 21 год после Первой выставки импрессионистов в одном из кафе на бульваре Капуцинок пройдет первый кинопоказ, организованный братьями Люмьер.
Бульвар Капуцинок в Париже
Время создания
1873
Размер
61x80 см
61x80
61x80
Техника
xолст, масло
Коллекция
31
Открыть в приложении#1
Клод Моне
Бульвар Капуцинок в Париже
#2
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Бульвар Капуцинок в Париже
Время создания
1873
Размер
61x80 см
61x80
61x80
Техника
xолст, масло
Коллекция
31
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться