Русская пряха. Красна девица. Райшев открывает мир образов, создававшихся нашими далекими предками много тысячелетий тому назад, показывая тем самым символы жизни и временности.
Красный колорит картины олицетворяет красоту русской девицы. В одной руке она держит веретено, с другой стороны, символ Судьбы — прялку. Русская пряха прядет нить человека, прядет долю, судьбу и счастье своего народа, «связуя покутными нитями» человека с плодами его трудов — благими и пагубными.
В картине художник, прослеживает сакральный акт, поскольку прядение нити является священным актом приравненном к творению жизни, то естественно здесь предполагается участие двух начал — женского и мужского.
Нить судьбы связана со всеми значимыми моментами жизни человека. Пряжа — символ самой девицы, которая разделяет участь самой девицы: она тонка и бела, красива, если та выйдет за милого и будет любима; толста и не красива, не бела в противном случае.
Нити не спрядёшь без веретена. У каждой женщины было своё веретено, чужим пользоваться не с руки.
Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь.
Одним из сакральных предметов является прялка, украшенная трехгранно выемчатым орнаментом, символизирующая собой мужское начало, участвующее в процессе прядения нити — аналога жизни, судьбы, мысли, потомства. Также, прялка считалась воплощением Древа Жизни, несущего в своих ветвях Вечное Время, разделяющееся на прошлое, настоящее и будущее.
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже с зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России! Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Воплощение женского начала, сама женщина-пряха. На Руси в старые времена прясть любили, женщин, которые пряли, называли пряхами или пряльями. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданное, а женщина — одеть семью. Это был исконно женский труд-прясть пряжу. Работу «нашей» пряхи в картине можно назвать настоящим искусством, ведь на самом то деле художник показывает опыт, искусство и даже талант.
Прялка и веретено сопровождала русскую женщину всю жизнь, являясь тем самыми символами жизни и временности.
В роли обезличенного мужского начала, вероятно, выступает прялка (с глубокой древности), как творение мужских рук, как своеобразная концентрация мужской силы, олицетворение собой всех мужчин русского народа. Связанная с символикой мужского производящего начала, с космическими представлениями, идеей первотворения и культом божеств — русская прялка теснейшим образом соединена с культом плодородия.
Думается, что мужчина-донце, вырезанный из дерева русским крестьянином в XIX веке, как бы порождающий из своего рта Вселенную. Вероятно, женщина-пряха, совершая священный в своей основе, соотнесенный с творением жизни акт прядения нити (пряжи), выступала в роли безличного вечного женского вселенского начала, единение которого с мужским первоначалом порождает весь вычлененный из Хаоса Космос — извечный и неизменный порядок Бытия.
В старину в каждом крестьянском доме была прялка, и она считалась не просто орудием труда, но и украшением деревенского интерьера. Их расписывали яркими красками, покрывали поверхность затейливой резьбой, инкрустировали (иногда даже зеркальцами). Такой предмет не только украшал крестьянскую избу, но и скрашивал монотонный труд женщин. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. Часто прялки передавались из поколения в поколение, и узоры со сломанных прялок копировали на новые изделия.
Прялка была невероятно важна для каждой крестьянской семьи. Она давала возможность создавать нитки из шерсти или растительных волокон, из которых впоследствии получались ткани. Но прялки были вытеснены из использования с развитием промышленности, когда готовые нити и ткани проще и дешевле стало купить, нежели соткать самим.
Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается шерсть-кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть — из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку — лопать.
О связи с культом плодородия говорит на прялке «райшевский орнамент». По мнению художника, в орнаменте можно заложить абсолютно пронзительное содержание, и оно будет связано со структурой самой гармонии. Поэтический орнамент –это очень содержательное явление. Его можно дополнить светом, и это будет живопись. Художник его видоизменяет и достигает тем самым больших результатов.
Красный колорит картины олицетворяет красоту русской девицы. В одной руке она держит веретено, с другой стороны, символ Судьбы — прялку. Русская пряха прядет нить человека, прядет долю, судьбу и счастье своего народа, «связуя покутными нитями» человека с плодами его трудов — благими и пагубными.
В картине художник, прослеживает сакральный акт, поскольку прядение нити является священным актом приравненном к творению жизни, то естественно здесь предполагается участие двух начал — женского и мужского.
Нить судьбы связана со всеми значимыми моментами жизни человека. Пряжа — символ самой девицы, которая разделяет участь самой девицы: она тонка и бела, красива, если та выйдет за милого и будет любима; толста и не красива, не бела в противном случае.
Нити не спрядёшь без веретена. У каждой женщины было своё веретено, чужим пользоваться не с руки.
Делал веретено из берёзы парень для любимой девушки или отец для дочери-подростка. Корень русского слова «веретено» уходит в глубокую индоевропейскую древность, и во всех мало-мальски родственных языках, современных и древних, означает «нечто вращающееся». Действительно, при прядении веретено усердно вращалось, скручивая нить, причём так, что в руках опытной пряхи, даже «жужжало».
Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь.
Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».
Одним из сакральных предметов является прялка, украшенная трехгранно выемчатым орнаментом, символизирующая собой мужское начало, участвующее в процессе прядения нити — аналога жизни, судьбы, мысли, потомства. Также, прялка считалась воплощением Древа Жизни, несущего в своих ветвях Вечное Время, разделяющееся на прошлое, настоящее и будущее.
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже с зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России! Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Воплощение женского начала, сама женщина-пряха. На Руси в старые времена прясть любили, женщин, которые пряли, называли пряхами или пряльями. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Каждая девушка должна была приготовить себе приданное, а женщина — одеть семью. Это был исконно женский труд-прясть пряжу. Работу «нашей» пряхи в картине можно назвать настоящим искусством, ведь на самом то деле художник показывает опыт, искусство и даже талант.
Прялка и веретено сопровождала русскую женщину всю жизнь, являясь тем самыми символами жизни и временности.
В роли обезличенного мужского начала, вероятно, выступает прялка (с глубокой древности), как творение мужских рук, как своеобразная концентрация мужской силы, олицетворение собой всех мужчин русского народа. Связанная с символикой мужского производящего начала, с космическими представлениями, идеей первотворения и культом божеств — русская прялка теснейшим образом соединена с культом плодородия.
Думается, что мужчина-донце, вырезанный из дерева русским крестьянином в XIX веке, как бы порождающий из своего рта Вселенную. Вероятно, женщина-пряха, совершая священный в своей основе, соотнесенный с творением жизни акт прядения нити (пряжи), выступала в роли безличного вечного женского вселенского начала, единение которого с мужским первоначалом порождает весь вычлененный из Хаоса Космос — извечный и неизменный порядок Бытия.
В старину в каждом крестьянском доме была прялка, и она считалась не просто орудием труда, но и украшением деревенского интерьера. Их расписывали яркими красками, покрывали поверхность затейливой резьбой, инкрустировали (иногда даже зеркальцами). Такой предмет не только украшал крестьянскую избу, но и скрашивал монотонный труд женщин. Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. Часто прялки передавались из поколения в поколение, и узоры со сломанных прялок копировали на новые изделия.
Прялка была невероятно важна для каждой крестьянской семьи. Она давала возможность создавать нитки из шерсти или растительных волокон, из которых впоследствии получались ткани. Но прялки были вытеснены из использования с развитием промышленности, когда готовые нити и ткани проще и дешевле стало купить, нежели соткать самим.
Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается шерсть-кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть — из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку — лопать.
О связи с культом плодородия говорит на прялке «райшевский орнамент». По мнению художника, в орнаменте можно заложить абсолютно пронзительное содержание, и оно будет связано со структурой самой гармонии. Поэтический орнамент –это очень содержательное явление. Его можно дополнить светом, и это будет живопись. Художник его видоизменяет и достигает тем самым больших результатов.