Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Зеркало Малевича»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

В саду. Грядка дельфиниумов

Время создания
1947
Место создания
СССР
Размер
79,3x102 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Семья Грабаря эмигрировала в Россию из Австро-Венгрии, когда маленькому Игорю было чуть больше пяти лет. Проявив интерес к рисованию уже в начальной школе, Игорь Грабарь сознательно выбрал карьеру профессионального художника, хотя и окончил лицей цесаревича Николая и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Еще во время учебы, он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств. А в 1894 году, после двухгодичных занятий в мастерской Павла Чистякова, поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался в мастерской И. Е. Репина. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ажбе.


Будучи на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, восхищаясь полотнами Милле, Курбе, Мане, Грабарь тем не менее признавал, что «надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь».После возвращения в Россию, в 1901 году, он любил проводить время в подмосковной усадьбе своего друга художника Николая Мещерина — Дугово. Там он написал, пожалуй, самое известное свое произведение «Февральская лазурь» 1904. Грабаря увлекали идеи импрессионизма, в его работах чувствуется идея быстрой фиксации определенного мгновения, минутного состояния изменчивой природы. Он писал с азартом, как сам говорил, «швыряя краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая».


Помимо картин И.Э. Грабарь много занимался искусствоведческой работой, был редактором крупных изданий по монографиям отечественных художников и истории русского искусства. Он участвовал в экспозициях творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». С 1913 по 1925 год Грабарь был попечителем, фактически руководил Третьяковской галереей, где активно занимался реэкспозицией, каталогизацией, атрибуцией и реставрацией коллекции. Параллельно в 1913–1918 годах он возглавлял Центральные реставрационные мастерские в Москве, созданные по его инициативе.

#2

Всю свою жизнь, разрываясь между искусствоведением, преподаванием и реставрацией, Грабарь находил время для занятий живописью. Из пейзажей Грабарь предпочитал писать зиму, когда природа освобождалась от снега, художник переключался на портреты и натюрморты. «В саду. Грядка дельфиниумов» — редкий фрагмент летнего пейзажа среди творческого наследия художника, хотя именно дельфиниумы он писал не раз. Возможно, дело в том, что эти небесно-голубые пушистые цветы, такие разные между собой, как будто облепившие ветку снежинки, напоминали художнику его любимый иней, его любимую «зимнюю тему». Во время написания картины Грабарю было уже 74 года, но о спокойной старости речь не шла. Он был, как всегда, активен на всех фронтах: возглавил новосозданный Институт истории искусств, был избран действительным членом АХ СССР, принял руководство Государственными центральными реставрационными мастерскими, стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре.


Когда смотришь на картину, трудно представить за мольбертом 74-летнего художника. Уверенная композиция с грамотным, продуманным ритмическим построением с выстроенными цезурами и доминантами без неоправданных повторов и случайных мест. Активная встреча горизонталей и вертикалей. Неожиданное завершение верха картины темной полосой — прием, смелый даже для случайного фотокадра.


Именно из-за математической стройности композиции, картина стала частью проекта галереи «ЭТОНЕМАЛЕВИЧ». Реалистические произведения разных периодов, авторов, жанров, в том числе «В саду. Грядка дельфиниумов» И.Э. Грабаря были «переведены» на язык супрематических композиций Казимира Малевича, подчеркивая свои скрытые достоинства, обнажая острую, почти дизайнерскую логику построения, скрытую за фигуративностью, натуралистической достоверностью.


Картина «В саду. Грядка дельфиниумов» написана плотно, возможно, в несколько сеансов, но ощущение свежести, сама идея быстрого исполнения, стилистика живописи аля-прима сохранены. Собственноручно проставленная точная дата «25 июля 1947 года» рядом с авторской подписью в правом нижнем углу — не только выдает педантичность эксперта и историка искусства, но возможно, подчеркивает однодневный этюдный характер исполнения. Мы видим не такой фактурный, как в ранние годы, но вполне энергичный мазок, импрессионистические приемы — как например, наполненные холодными сиреневыми рефлексами синие тени на теплой желто-розовой земле. Отмечаем вибрацию цвета в пределах каждого маленького фрагмента. Внимательный разбор оттенков, например зеленого — от почти черного до лимонного. И на этом фоне — цветы дельфиниумов, все абсолютно разные, прекрасные и естественные, но выстроенные в четкой иерархии по величине и форме, нюансам цвета и тона. 
#6
… искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня — почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни.
И.Э. Грабарь
#8
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

В саду. Грядка дельфиниумов

Время создания
1947
Место создания
СССР
Размер
79,3x102 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Грабарь И.Э. Коллекция работ

Март
Март
Государственный Русский музей
Портрет К.Д. Медовой
Портрет К.Д. Медовой
Государственный Русский музей
Заводь
Заводь
Государственный Русский музей
Груши на синей скатерти
Груши на синей скатерти
Государственный Русский музей
Московский двор в снегу
Московский двор в снегу
Государственный Русский музей
Роскошный иней
Роскошный иней
Государственный Русский музей
Разъяснивается
Разъяснивается
Государственный Русский музей
В утренней росе
В утренней росе
Государственный Русский музей
Зимний вечер
Зимний вечер
Государственный Русский музей
Цветы и фрукты на рояле
Цветы и фрукты на рояле
Государственный Русский музей
Автопортрет
Автопортрет
Государственный Русский музей
Голубая скатерть
Голубая скатерть
Государственный Русский музей
Яблоки
Яблоки
Радищевский музей
Серов
Серов
Центральная библиотека им. А.Н. Зырянова
Портрет жены художника
Портрет жены художника
Симферопольский художественный музей
Дельфиниумы
Дельфиниумы
Новокузнецкий художественный музей
Дельфиниум
Дельфиниум
Государственный Русский музей
Вешний поток
Вешний поток
Государственный Русский музей
Иней
Иней
Ярославский художественный музей
Балюстрада
Балюстрада
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%