Идея противопоставления и взаимопроникновения реалистического и абстрактного в изобразительном искусстве легла в основу выставки «Зеркало Малевича», приуроченной ко дню рождения автора «Черного квадрата» Казимира Севериновича Малевича (23.02.1879 — 15.05.1935).
Он прожил в Курске в общей сложности около десяти лет, но в курских собраниях нет его произведений. И на наш взгляд, значима не сама фигура Малевича и даже не его работы, а, скорее, высказывания и тексты по теории цвета и света, о принципах построения композиции, о движении и равновесии, о правилах взаимодействия основных геометрических форм. При этом его картины интересны, прежде всего, как иллюстрации этих теорий. Зачастую перед нами перевод известных «секретов» старых мастеров в упрощенное математическое, формальное русло. Это означает, что в основе любой хорошей картины, в основе любого шедевра классической школы, в основе любого реалистического живописного произведения лежат те самые абстрактные схемы супрематизма, которые можно встретить в работах Казимира Малевича. Вернее, картины Малевича и есть те самые схемы. Он считал, что создает новое искусство, но, по сути, предлагал скелеты старого.
Так и мы, с оглядкой на Малевича, снова анатомизируем ряд произведений нашего собрания, предлагая взглянуть на суть их композиционного, живописного, пространственного построения глазами художника начала XX века, глазами супрематиста. Для этого рядом с работой нашей коллекции на выставке мы разместили «зеркало-двойник» — картину, выполненная по той же композиционной схеме, но в стиле Казимира Малевича. Эти «двойники», на наш взгляд, помогают лучше понять простоту замысла художника классической школы, раскрывают секреты его удачи, успех иллюзии. Свои «зеркала» получили более тридцати живописных и графических работ. Федерико Бароччи, Питер де Ринг, Утагава Тоёкуни I, Фёдор Толстой, Вячеслав Шварц, Алексей Боголюбов, Юлий Клевер, Константин Коровин, Владимир Маковский, Юрий Пименов, Ефим Чепцов, Игорь Грабарь, Александр Дейнека, Иван Айвазовский, Владимир Мойсейкин — художники разных периодов и школ, однако на фоне супрематизма Малевича их приверженность фигуративному началу сообщает им небывалое сходство, предлагая поговорить о путях развития и вариантах преемственности в изобразительном искусстве. На выставке встречаются и «зеркала» другого рода. Некоторые картины смотрятся как двойники, хотя созданы художниками разных поколений и школ, а композиционные схемы некоторых картин представлены в виде инсталляций. Идею зеркала как отражения поддерживают и ряд произведений на выставке, которые являются прямым отражением или современным «эхом» модных тенденций начала XX века. Трансформация пространства и слом форм, деструкция плоскостей с одновременным увеличением информативности, педалирование цвета за счет тона, ценность линии как самодостаточного композиционного элемента — это было время, полное противоречий, породившее суперматизм Малевича. Отголоски той эпохи всё еще слышны, и образ «Черного квадрата» в каком-то нетривиальном отзеркаленном виде всё еще витает над современными художниками. Этот образ окружает нас и проникает в нашу жизнь как неясный отпечаток, как отблеск, как дежа-вю.
Создание Малевичем «Черного квадрата» было случайным, но самым удачным попаданием, обеспечившим ему мировую известность и место в истории искусства. «Чёрный квадрат» это начало начал, но это же и жирная точка, показывающая тупиковость и ограниченность формальных направлений в искусстве. Сюда, к чёрному квадрату, устремятся многие «измы» рано или поздно, поскольку нереалистичность, нефигуративность, условность, оставив позади много спиралей упрощений придут к архетипу, к первооснове, к формуле, к «Чёрному квадрату» Малевича. Это своего рода пророческое предостережение для всех тех, кто переводит искусство в плоскость теории.
«Зеркало Малевича» является частью большого проекта «ЭТОНЕМАЛЕВИЧ», который Курская картинная галерея ведёт с 2012 года. Проект включает не только выставки, но также лекции, фильмы, мастер-классы. Экспозиция снабжена подробными аннотационными текстовыми и видеоматериалами, доступна для индивидуального просмотра и адресована самому широкому кругу зрителей.