Закат — заход солнца (небесного светила) за линию горизонта, часто сопровождаемое эффектным освещением неба и объектов — момент, когда солнечный диск скрывается за горизонтом. Закат завершается сумерками и наступлением ночи. Время ежедневного заката не одинаково, оно зависит от конкретного географического местоположения (сезона, полушария, широты, долготы, высоты над уровнем моря) и обусловлено осевым наклоном, суточным и годовым вращением нашей планеты.
Интересный вопрос — и в первую очередь для художников — отчего же закат окрашивает небо и все вокруг красным, оранжевым или жёлтым? Ответ на него мы находим в занимательном разделе физики под названием оптика. Известно, что белые лучи солнечного света, проходя через атмосферу (воздушную оболочку Земли), рассеиваются молекулами воздуха (а так же частицами пыли, водяных паров и газовых примесей в нем находящимися) и преломляются на разные по длине и разноокрашенные лучи (видимое излучение или спектр). Чем ниже Солнце опускается к горизонту — тем сильнее и быстрее рассеиваются более короткие лучи фиолетового, синего и зеленого цвета, а более длинные и рассеивающиеся медленнее лучи красного и желтого спектра ярко и эффектно окрашивают небо и все вокруг.
Обращение к эффектам закатного освещения является распространенным мотивом в творчестве многих художников-пейзажистов.
Световые эффекты можно считать главной темой в творчестве Архипа Куинджи, однако представленный в ЧГХМ этюд «Закат» несколько необычен для мастера. Центром внимания художника в данном этюде стала изображенная в рост, крупным планом статичная фигура крестьянки. Обычно художника интересовали панорамные виды и ландшафты, воспевающие мощь природы, просторы стихии, а вот людей в его картинах встретишь не часто.
Состоявшаяся в 2019 году экспертиза этюда, проведенная специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря подтвердила авторство А.И. Куинджи и открыла один небольшой секрет этюда. Оборот бумажного листа, на котором написан данный этюд, густо вымазан черной типографской краской, а при внимательном рассмотрении, на нем виден фрагмент знаменитой композиции мастера «Лунная ночь на Днепре», которую сам автор многократно тиражировал литографским способом.