В собрании Ставропольского музея изобразительных искусств находятся два полотна известного русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Одна из этих картин — редкий сухопутный пейзаж, на котором изображен вид Тифлиса. Художник создал его в 1869 году по впечатлениям от поездки на Кавказ.
В 1869 году Айвазовский посетил предгорья Кавказа, Дарьяльское ущелье, аул Гуниб. Завершилось путешествие в Тифлисе, где художник остановился в доме Гавриила Тамамшева — одного из видных армянских общественных деятелей того времени, почетного гражданина Тифлиса и Ставрополя.
На основе рисунков «Кавказского альбома» за два месяца Айвазовский написал 12 больших полотен, среди которых панорамный вид Тифлиса. Наброски в этом альбоме были детальнее обычных путевых рисунков художника, на полях Айвазовский записывал названия аулов и цветовые гаммы пейзажей.
Айвазовский не писал с натуры, он всегда полагался на свою феноменальную зрительную память. Художник работал быстро и почти не переделывал начатое. Картина складывалась в воображении, что позволяло Айвазовскому сохранить свежесть восприятия, единство колорита и цельность образа в готовом произведении.
Создавая «Вид Тифлиса», художник стремился быть документально точным. Архитектурные памятники остались узнаваемы — на изображении видны крепость Нарикала, Метехский храм. Череда горных хребтов в голубой дымке, уходящих вдаль, открывает далекую перспективу на едва заметную белоснежную цепь гор Кавказского хребта.
В пейзаж Айвазовский добавил несколько жанровых сценок, отражающих жизнь народа. Это танцующие на плоской кровле дома женщины — древний обычай, сохранившийся в деревнях Армении и Грузии до нашего времени, идущий через город караван верблюдов, торговец с корзиной фруктов на голове, который едет на ослике. Несколько человек разговаривают возле запряженной волами арбы — высокой двухколесной повозки. На переднем плане и чуть поодаль в тени деревьев на расстеленных на земле коврах отдыхают группы мужчин и женщин.
Тифлис Айвазовского романтически живописен, но сохраняет торжественность классического произведения. На картине город предстает таким, каким воспринимали и описывали его многие современники автора.
В 1869 году Айвазовский посетил предгорья Кавказа, Дарьяльское ущелье, аул Гуниб. Завершилось путешествие в Тифлисе, где художник остановился в доме Гавриила Тамамшева — одного из видных армянских общественных деятелей того времени, почетного гражданина Тифлиса и Ставрополя.
На основе рисунков «Кавказского альбома» за два месяца Айвазовский написал 12 больших полотен, среди которых панорамный вид Тифлиса. Наброски в этом альбоме были детальнее обычных путевых рисунков художника, на полях Айвазовский записывал названия аулов и цветовые гаммы пейзажей.
Айвазовский не писал с натуры, он всегда полагался на свою феноменальную зрительную память. Художник работал быстро и почти не переделывал начатое. Картина складывалась в воображении, что позволяло Айвазовскому сохранить свежесть восприятия, единство колорита и цельность образа в готовом произведении.
Создавая «Вид Тифлиса», художник стремился быть документально точным. Архитектурные памятники остались узнаваемы — на изображении видны крепость Нарикала, Метехский храм. Череда горных хребтов в голубой дымке, уходящих вдаль, открывает далекую перспективу на едва заметную белоснежную цепь гор Кавказского хребта.
В пейзаж Айвазовский добавил несколько жанровых сценок, отражающих жизнь народа. Это танцующие на плоской кровле дома женщины — древний обычай, сохранившийся в деревнях Армении и Грузии до нашего времени, идущий через город караван верблюдов, торговец с корзиной фруктов на голове, который едет на ослике. Несколько человек разговаривают возле запряженной волами арбы — высокой двухколесной повозки. На переднем плане и чуть поодаль в тени деревьев на расстеленных на земле коврах отдыхают группы мужчин и женщин.
Тифлис Айвазовского романтически живописен, но сохраняет торжественность классического произведения. На картине город предстает таким, каким воспринимали и описывали его многие современники автора.