Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрен — французская художница, мастер светского портрета. Живописи Элизабет Виже-Лебрен начала учиться с раннего детства, ее наставником был отец. После его смерти в 1767 году она занималась у исторического портретиста и друга семьи Франсуа Дуайена. В 1769-м по его совету художница начала брать уроки у Габриэля Бриара, а позже познакомилась с такими мастерами, как Жан-Батист Грез и Жозеф Верне, которые помогали ей советами.
В 1770-х годах семья художницы поселилась напротив дворца Пале-Рояль, и 15-летняя Элизабет получила первые заказы. В 1776 году она вышла замуж за Жан-Батиста Лебрена, художника и торговца живописью. Это усилило ее популярность среди портретисток, и Виже-Лебрен поступил заказ из Версаля написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Портрет высоко оценили, и в награду в 1783 году художницу приняли в члены Королевской академии живописи и скульптуры. Виже-Лебрен работала в салонном стиле, соединяя идеалы классицизма и сентиментализма: обращение к традициям античного искусства, интерес к чувствам, настроению и переживаниям изображаемых моделей.
Излюбленными для художницы были женские и детские портреты. По свидетельствам современников, прагматичная и расчетливая, обладающая хорошей фантазией, Элизабет Виже-Лебрен чутко уловила вкусы придворной среды и умело им следовала. К этому добавлялись ее активная деятельность, устройство костюмированных вечеров и создание вошедших в моду «живых картин» — композиций, в которых позирующие люди подражали персонажам известных картин.
С 1780-х годов Виже-Лебрен много путешествовала по Европе, стала членом художественных академий нескольких стран. Вспыхнувшую во Франции революцию она переждала за границей.
В 1795–1801 годах художница работала в Санкт-Петербурге. Во время пребывания в России Виже-Лебрен написала несколько портретов членов императорской фамилии, среди них и портрет Елизаветы Алексеевны, российской императрицы, супруги Александра I.
Художница изобразила императрицу в полный рост. Рядом с ней, на кресле, лежит горностаевая мантия. Платье украшают бриллиантовая звезда и лента ордена Святой Великомученицы Екатерины. За императрицей Елизаветой закрепился образ просвещенной женщины, тратившей много сил и средств на пособия нуждающимся художникам и музыкантам, ярой сторонницы благотворительности.
Крупный формат произведения и пышный антураж сделали портрет одним из главных украшений дворцовых парадных залов. Виже-Лебрен уделила большое внимание прорисовке деталей и цветовой гамме, а свободный прием письма добавил образу императрицы нежности и романтичности.
В 1770-х годах семья художницы поселилась напротив дворца Пале-Рояль, и 15-летняя Элизабет получила первые заказы. В 1776 году она вышла замуж за Жан-Батиста Лебрена, художника и торговца живописью. Это усилило ее популярность среди портретисток, и Виже-Лебрен поступил заказ из Версаля написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Портрет высоко оценили, и в награду в 1783 году художницу приняли в члены Королевской академии живописи и скульптуры. Виже-Лебрен работала в салонном стиле, соединяя идеалы классицизма и сентиментализма: обращение к традициям античного искусства, интерес к чувствам, настроению и переживаниям изображаемых моделей.
Излюбленными для художницы были женские и детские портреты. По свидетельствам современников, прагматичная и расчетливая, обладающая хорошей фантазией, Элизабет Виже-Лебрен чутко уловила вкусы придворной среды и умело им следовала. К этому добавлялись ее активная деятельность, устройство костюмированных вечеров и создание вошедших в моду «живых картин» — композиций, в которых позирующие люди подражали персонажам известных картин.
С 1780-х годов Виже-Лебрен много путешествовала по Европе, стала членом художественных академий нескольких стран. Вспыхнувшую во Франции революцию она переждала за границей.
В 1795–1801 годах художница работала в Санкт-Петербурге. Во время пребывания в России Виже-Лебрен написала несколько портретов членов императорской фамилии, среди них и портрет Елизаветы Алексеевны, российской императрицы, супруги Александра I.
Художница изобразила императрицу в полный рост. Рядом с ней, на кресле, лежит горностаевая мантия. Платье украшают бриллиантовая звезда и лента ордена Святой Великомученицы Екатерины. За императрицей Елизаветой закрепился образ просвещенной женщины, тратившей много сил и средств на пособия нуждающимся художникам и музыкантам, ярой сторонницы благотворительности.
Крупный формат произведения и пышный антураж сделали портрет одним из главных украшений дворцовых парадных залов. Виже-Лебрен уделила большое внимание прорисовке деталей и цветовой гамме, а свободный прием письма добавил образу императрицы нежности и романтичности.