Живописец Фёдор Степанович Рокотов (1735 г., имение Воронцово — 24 декабря 1808 г., Москва) был основоположником русского интимного портрета. По законам жанра, этот тип портрета предполагал изображение модели в приватной непарадной обстановке. Важной задачей художника становилась не только передача внешних черт портретируемого, но и его внутреннего мира. Как и множество других наиболее значительных произведений Рокотова, эта работа была создана в Москве. Заказчиком портрета стал камергер Александр Николаевич Долгоруков, а моделью — его недавно овдовевшая мать.
Анна Александровна Долгорукова (урожденная Бредихина) была дочерью полковника, вице-губернатора Новгорода. В 23 года она вышла замуж за Николая Андреевича Долгорукова, одного из представителей знатной княжеской фамилии. Более тридцати лет супруги прожили вместе, в счастливом браке родилось пятеро детей. В 57-летнем возрасте Анна Александровна овдовела.
Художнику позировала уже немолодая женщина, но возраст лишь подчеркнул благородство ее образа. Портрет проникнут обаянием, внутренним теплом и исключительной женственностью. Художник подчеркнул правильные черты Анны Александровны, наполнил проникновенный взгляд живым блеском, добавил легкий румянец, оживил губы улыбкой.
Особую интимность портрету придает одежда: домашнее светлое платье, высокий чепец, украшенный голубой лентой, и наброшенная на плечи черная кружевная накидка. Среди русских живописцев ХVIII века Рокотов является непревзойденным, тонким и изысканным колористом. Как и в большинстве живописных произведений, здесь он обходится небольшим количеством колористических сочетаний — светло-серые тона переливаются перламутром в складках домашнего платья, чепце, благородной седине волос. Нежно-голубые банты оживляют их сложную тональность. Приятными теплыми тонами выполнено лицо модели. Портрет А.А. Долгоруковой относится к 1790-м годам — позднему, не до конца изученному периоду творчества художника. Работ этого периода сохранилось не очень много, оттого портрет из собрания Таганрогского музея приобретает еще большую ценность.
Анна Александровна Долгорукова (урожденная Бредихина) была дочерью полковника, вице-губернатора Новгорода. В 23 года она вышла замуж за Николая Андреевича Долгорукова, одного из представителей знатной княжеской фамилии. Более тридцати лет супруги прожили вместе, в счастливом браке родилось пятеро детей. В 57-летнем возрасте Анна Александровна овдовела.
Художнику позировала уже немолодая женщина, но возраст лишь подчеркнул благородство ее образа. Портрет проникнут обаянием, внутренним теплом и исключительной женственностью. Художник подчеркнул правильные черты Анны Александровны, наполнил проникновенный взгляд живым блеском, добавил легкий румянец, оживил губы улыбкой.
Особую интимность портрету придает одежда: домашнее светлое платье, высокий чепец, украшенный голубой лентой, и наброшенная на плечи черная кружевная накидка. Среди русских живописцев ХVIII века Рокотов является непревзойденным, тонким и изысканным колористом. Как и в большинстве живописных произведений, здесь он обходится небольшим количеством колористических сочетаний — светло-серые тона переливаются перламутром в складках домашнего платья, чепце, благородной седине волос. Нежно-голубые банты оживляют их сложную тональность. Приятными теплыми тонами выполнено лицо модели. Портрет А.А. Долгоруковой относится к 1790-м годам — позднему, не до конца изученному периоду творчества художника. Работ этого периода сохранилось не очень много, оттого портрет из собрания Таганрогского музея приобретает еще большую ценность.