Овальный портрет Екатерины II поступил в собрание Литературного музея в 1926 году из правления Академии наук. Императрица изображена по пояс, с легким разворотом фигуры вправо, а головы — на три четверти влево. Она одета в белое атласное платье и лиловый казакин, с накинутой на плечи горностаевой мантией. Это изображение очень нравилось императрице, сам живописец Федор Рокотов сделал несколько авторских повторений. Во многих художественных собраниях хранятся копии с него.
B научной литературе этот портрет считался оригиналом, написанным Рокотовым для Императорской академии наук в 1769 году. Портрет экспонировался на «Выставке русской портретной живописи за 150 лет (1700–1850)», «Историко-художественной выставке русских портретов» в Таврическом дворце и «Выставке произведений Ф.С. Рокотова» в Государственном Русском музее. В каталоге этой выставки Рокотова, прошедшей в 1925 году, искусствовед Елена Мроз подчеркивает, что портрет из Академии наук был «любимым портретом императрицы», указывая в качестве повторения подписной портрет 1779 года, поступивший в Русский музей в 1906 году.
После передачи из Академии наук
в Пушкинский Дом портрет на долгое время выпал из поля зрения
исследователей. Авторство Рокотова также было поставлено под сомнение.
В 2010 году специалисты Русского музея подтвердили, что картину написал
Рокотов. Кроме того, в журнале комиссии Императорской академии наук
была обнаружена запись, датированная 27 марта 1780 года, проливающая свет
на историю создания «академического» портрета Екатерины II: