Среди иностранных живописцев, работавших при дворе Екатерины II, Иоганн Батист Лампи заслуживает особого внимания. Ему принадлежит один из самых известных парадных портретов Ее Величества — «Портрет императрицы Екатерины II c аллегорическими фигурами Крепости и Истины» (1793 г.). Именно с этого портрета, для которого самолично позировала императрица, были сделаны различные реплики. Они имели разный размер и формат и предназначались для разных нужд и случаев. Иногда, меняя композицию и обстановку, художники создавали новое и вполне самостоятельное произведение.
Миниатюрный портрет Екатерины Великой в овале представляет императрицу в парадном облачении с орденскими лентами, в малой императорской короне, что свидетельствует о парадном первоисточнике. Как и в большом портрете, здесь изображены накинутая на плечи горностаевая мантия, кружевная отделка платья, цветные ленты орденов, бриллиантовая пряжка, корона и золотая диадема. Такие небольшие, камерные портреты кабинетного формата предназначались для частного использования. Их заказывали для подарков, преподносили в знак особого расположения или поощрения. Художник изображает императрицу крупным планом, выбрав характерную для миниатюры форму овала. Такое решение образа максимально приблизило «модель к зрителю», нивелировав обычную для парадных портретов дистанцию. Овальное обрамление смягчило торжественную парадность, придало портрету камерность. В чертах императрицы как будто появились приветливые нотки расположения.
Таким образом, вместо отвлеченного величественно-парадного образа императрицы-самодержицы появился трогательный женский портрет, чарующий и изяществом исполнения, и обаянием модели. Красоту этого портрета дополняет изысканная колористическая палитра. На красноватом нейтральном фоне выделяется целая серия серых оттенков: напудренный парик, серебристая парча платья, нежные кружева декольте, светлый мех горностаевой мантии. Акцентами стали орденские ленты на одежде императрицы и торжественная зелень лаврового венка.
Миниатюрный портрет Екатерины Великой в овале представляет императрицу в парадном облачении с орденскими лентами, в малой императорской короне, что свидетельствует о парадном первоисточнике. Как и в большом портрете, здесь изображены накинутая на плечи горностаевая мантия, кружевная отделка платья, цветные ленты орденов, бриллиантовая пряжка, корона и золотая диадема. Такие небольшие, камерные портреты кабинетного формата предназначались для частного использования. Их заказывали для подарков, преподносили в знак особого расположения или поощрения. Художник изображает императрицу крупным планом, выбрав характерную для миниатюры форму овала. Такое решение образа максимально приблизило «модель к зрителю», нивелировав обычную для парадных портретов дистанцию. Овальное обрамление смягчило торжественную парадность, придало портрету камерность. В чертах императрицы как будто появились приветливые нотки расположения.
Таким образом, вместо отвлеченного величественно-парадного образа императрицы-самодержицы появился трогательный женский портрет, чарующий и изяществом исполнения, и обаянием модели. Красоту этого портрета дополняет изысканная колористическая палитра. На красноватом нейтральном фоне выделяется целая серия серых оттенков: напудренный парик, серебристая парча платья, нежные кружева декольте, светлый мех горностаевой мантии. Акцентами стали орденские ленты на одежде императрицы и торжественная зелень лаврового венка.