Федор Рокотов — русский художник, мастер портрета. Манере этого художника присуща эмоциональная, композиционная и колористическая приглушенность портретов. Мягкий свет и некоторая «туманность» изображения напоминает о приеме сфумато (размытость контуров, неясность очертаний) и Леонардо да Винчи, а неброская галантность портретов — о самом изящном и деликатном французском художнике эпохи Рококо Антуане Ватто. Впервые в русской живописи Рокотов изображает на портретах не только внешний облик героев, но и их характер, внутренний мир.
Из всех русских живописцев XVIII века распознать руку Федора Степановича Рокотова, пожалуй, легче всего. Во-первых, Рокотов писал только погрудные портреты, а все исключения легко пересчитать по пальцам. Во-вторых, все его герои имеют вид меланхолический и загадочный — знаменитый «Портрет Струйской» из-за этого даже называют «русской Джокондой». В-третьих, картины Федора Степановича Рокотова почти не передают объема: уплощенные фигуры как бы тают в тумане, плавно растворяются в темноте.
Федор Степанович — сын крепостного, поэтому достоверных сведений о рождении и первых годах жизни художника не сохранилось. Предполагается, что он родился в селе Воронцово, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы. Он был сыном крепостного князей Репниных. По другим сведениям, происхождение свое вел из небогатых дворян и рано приобщился к труду живописца. Ничего не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Несмотря на это, уже в 1750 его портреты были уже известны в Москве.
Поскольку ранних работ мастера известно крайне мало, представленный портрет является несомненным раритетом. Он датируется концом 1760-х — началом 1770-х годов, то есть временем создания Рокотовым серии портретов опекунов Московского Воспитательного дома, куда отправляли на воспитание незаконнорожденных детей. Иконографическое сходство с лицом Сергея Васильевича Гагарина на парадном портрете для Московского воспитательного дома позволяют видеть в этом изображении подготовительный этап к большому парадному портрету. В этом портрете парадность лишь намечена, и его общий характер вполне соответствует подходу Рокотова к модели в тот период, а также и тяготению художника к камерному жанру.
Из всех русских живописцев XVIII века распознать руку Федора Степановича Рокотова, пожалуй, легче всего. Во-первых, Рокотов писал только погрудные портреты, а все исключения легко пересчитать по пальцам. Во-вторых, все его герои имеют вид меланхолический и загадочный — знаменитый «Портрет Струйской» из-за этого даже называют «русской Джокондой». В-третьих, картины Федора Степановича Рокотова почти не передают объема: уплощенные фигуры как бы тают в тумане, плавно растворяются в темноте.
Федор Степанович — сын крепостного, поэтому достоверных сведений о рождении и первых годах жизни художника не сохранилось. Предполагается, что он родился в селе Воронцово, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы. Он был сыном крепостного князей Репниных. По другим сведениям, происхождение свое вел из небогатых дворян и рано приобщился к труду живописца. Ничего не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества. Несмотря на это, уже в 1750 его портреты были уже известны в Москве.
Поскольку ранних работ мастера известно крайне мало, представленный портрет является несомненным раритетом. Он датируется концом 1760-х — началом 1770-х годов, то есть временем создания Рокотовым серии портретов опекунов Московского Воспитательного дома, куда отправляли на воспитание незаконнорожденных детей. Иконографическое сходство с лицом Сергея Васильевича Гагарина на парадном портрете для Московского воспитательного дома позволяют видеть в этом изображении подготовительный этап к большому парадному портрету. В этом портрете парадность лишь намечена, и его общий характер вполне соответствует подходу Рокотова к модели в тот период, а также и тяготению художника к камерному жанру.