Федору Степановичу Рокотову часто доводилось писать портреты членов царской семьи, внося в изображение этих знатных особ лирическую теплоту и задушевность. Особенно удавались ему изображения детей.
Портрет великого князя Павла Петровича в юности
Время создания
конец 1760 – начало 1770-х годов
Размер
84x67 см
Техника
холст, масло
Коллекция
2
Открыть в приложении#1
Рокотов Ф.С.
Портрет великого князя Павла Петровича в юности
#2
#7
В портрете великого князя Павла Петровича, используя овал, вписанный в прямоугольник (распространенный в рокайле композиционный прием), художник находит меру парадной условности и интимности. Поясное, почти фронтальное изображение фигуры с едва заметным поворотом головы влево позволяет полнее обозначить аксессуары, вводимые в парадные изображения. Рокотов это делает с особенным мастерством и тактом.
#8
Сверкание драгоценных каменьев на орденах и эполете на правом плече Павла Петровича мягко сочетаются с переливами орденской ленты, кружевом прозрачного жабо и белого шарфа, шитого серебром кафтана, не нарушая общей пепельно-серой тональности полотна.
Горделивое благородство позы и светски любезная улыбка на лице, свидетельствуют, что юный великий князь осознает свое высокое положение наследника царского престола.
Однако мягкость живописной рокотовской манеры нивелируют репрезентативное звучание образа, выявляя в облике Павла Петровича те качества его натуры, которые очаровывали современников и были засвидетельствованы мемуаристами. Он «резов, но мил» — умен, любознателен, талантлив, прилежен и ответственен — и вместе осознанно дисциплинирован, прилежен в учебе, искренен, порывист, страстен, влюбчив, одержим взрослыми фантазиями и детскими страхами — и вызывает безусловную симпатию.
Горделивое благородство позы и светски любезная улыбка на лице, свидетельствуют, что юный великий князь осознает свое высокое положение наследника царского престола.
Однако мягкость живописной рокотовской манеры нивелируют репрезентативное звучание образа, выявляя в облике Павла Петровича те качества его натуры, которые очаровывали современников и были засвидетельствованы мемуаристами. Он «резов, но мил» — умен, любознателен, талантлив, прилежен и ответственен — и вместе осознанно дисциплинирован, прилежен в учебе, искренен, порывист, страстен, влюбчив, одержим взрослыми фантазиями и детскими страхами — и вызывает безусловную симпатию.
#9
Федор Рокотов, наряду с Алексеем Антроповым и Дмитрием Левицким, чаще других русских художников XVIII века писал портреты членов царской семьи.
#6
А.П. Антропов. Портрет Петра III. 1762. ГРМ / Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II. 1782. ГРМ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет великого князя Павла Петровича в юности
Время создания
конец 1760 – начало 1770-х годов
Размер
84x67 см
Техника
холст, масло
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться