Русский художник Федор Рокотов считается одним из крупнейших московских портретистов, которые работали в эпоху Русского Просвещения. Она приходится на вторую половину XVIII века — в это время правительство выделяло большое количество денег на распространение и развитие наук и искусств.
Рокотов родился в 1735 году, о его происхождении историки спорят. По одной из версий, он принадлежал к псковскому дворянскому роду Рокотовых, по другой — был выходцем из крепостных крестьян. Вскоре после завершения обучения в петербургской Академии художеств, он стал одним из самых востребованных портретистов у московской знати. В 1763 году он был приглашен писать коронационный портрет императрицы Екатерины II, а уже через два года был удостоен звания академика живописи.
На этом портрете, выполненном в 1770-х годах, изображена княжна Екатерина Волконская, будущая жена историка и государственного деятеля Алексея Мусина-Пушкина. О времени создания картины говорят как костюм и прическа модели, так и манера, характерная для творчества Рокотова именно этого периода.
Молодая Волконская изображена на портрете по грудь, ее волосы высоко зачесаны, но отдельные локоны спускаются на плечи. Она одета в синее платье с открытым воротом, отделанном кружевами, поверх платья накинут светло-коричневый плащ. Живопись лица может показаться несколько странной: мазок живой и открытый, но при этом грубый, заметны резкие переходы из света в тень. Она так выглядит из-за того, что верхний слой был написан неустойчивыми красками и до наших дней не сохранился, сейчас зрителю виден подмалевок — эскизное изображение модели.
Тем не менее, этот портрет демонстрирует мастерски точное и трепетное изображение лица — художник внимательно написал большие карие глаза, удлиненный овал лица. На лице запечатлена загадочная полуулыбка — это один из отличительных живописных приемов Рокотова.
Рокотов родился в 1735 году, о его происхождении историки спорят. По одной из версий, он принадлежал к псковскому дворянскому роду Рокотовых, по другой — был выходцем из крепостных крестьян. Вскоре после завершения обучения в петербургской Академии художеств, он стал одним из самых востребованных портретистов у московской знати. В 1763 году он был приглашен писать коронационный портрет императрицы Екатерины II, а уже через два года был удостоен звания академика живописи.
Узнаваемые черты стиля Рокотова — эмоциональная, композиционная и цветовая приглушенность портретов. Мягкий свет, размытость и туманность изображения, а также загадочные полуулыбки героинь его картин одновременно напоминают живопись Леонардо да Винчи и искусство французского художника эпохи Рококо Антуане Ватто. Рокотов стал первым из русских мастеров, которые передавали на портретах не только внешний облик героев, но и их характер. Холодной парадной живописи Петербурга художник противопоставлял портреты подчеркнуто теплые и интимные, которые говорят о близком знакомстве живописца и модели.
На этом портрете, выполненном в 1770-х годах, изображена княжна Екатерина Волконская, будущая жена историка и государственного деятеля Алексея Мусина-Пушкина. О времени создания картины говорят как костюм и прическа модели, так и манера, характерная для творчества Рокотова именно этого периода.
Молодая Волконская изображена на портрете по грудь, ее волосы высоко зачесаны, но отдельные локоны спускаются на плечи. Она одета в синее платье с открытым воротом, отделанном кружевами, поверх платья накинут светло-коричневый плащ. Живопись лица может показаться несколько странной: мазок живой и открытый, но при этом грубый, заметны резкие переходы из света в тень. Она так выглядит из-за того, что верхний слой был написан неустойчивыми красками и до наших дней не сохранился, сейчас зрителю виден подмалевок — эскизное изображение модели.
Тем не менее, этот портрет демонстрирует мастерски точное и трепетное изображение лица — художник внимательно написал большие карие глаза, удлиненный овал лица. На лице запечатлена загадочная полуулыбка — это один из отличительных живописных приемов Рокотова.
Выразительный взгляд модели, в котором можно увидеть «пугающее всеведение», также характерен для его портретов.