Федор Рокотов был популярным художником-портретистом XVIII века. Он написал многих влиятельных людей своего времени, в том числе трех монархов — Петра III, Екатерину II и Павла I. Рокотов специализировался на парадных портретах — особом жанре живописи, вычурном, пышном и подчиняющемся определенным правилам. Кроме того, он создавал камерные, интимные портреты и в них отображал характер модели, эмоции и биографию, что было непривычным для XVIII века.
Персона
Рокотов Федор Степанович
Годы жизни: 1735(1736)–1808
#2
#3
Первые шаги: помощь влиятельного покровителя и Академия художеств
#4
Федор Рокотов родился в 1735 или 1736 году в усадьбе Воронцово под Москвой. По одной версии, он был незаконным сыном помещика, по другой — происходил из дворянского рода: имя Рокотова позже нашли среди подписей под Правилами Московского Английского клуба, а в это общество входили только люди высокого происхождения.
Первые подтвержденные сведения о жизни Федора Рокотова относятся к 1755 году. В это время он познакомился с меценатом Иваном Шуваловым, который и помог начинающему художнику уехать в Санкт-Петербург. Там Рокотов, по мнению некоторых исследователей, поступил в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Документов не осталось, однако на картинах художника следующих лет появлялись кадеты — искусствоведы считают, что он изображал однокурсников.
В то же время Федор Рокотов учился живописи. Сперва благодаря своему покровителю Шувалову он неофициально занимался в новом учебном заведении — Академии художеств. Там его преподавателями были художник и гравер из Франции Луи Жозеф Ле Лоррен и итальянский придворный живописец Пьетро Ротари.
Самая ранняя картина Федора Рокотова, которая сохранилась до наших дней, — «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Юноша на ней повернут чуть в сторону и не смотрит прямо на зрителя: в такой позе живописцы часто изображали самих себя. Из-за этой детали искусствовед Игорь Грабарь предполагал, что картина — автопортрет самого Рокотова.
Федор Рокотов писал людей из высшего общества уже в ранний период творчества. В 1758 году он создал портрет цесаревича Петра III — первый в череде парадных полотен.
В конце 1750-х Федор Рокотов окончил военную учебу, затем уволился со службы и в 1760-м официально поступил в Академию художеств. Точных сведений об этом периоде не осталось.
Первые подтвержденные сведения о жизни Федора Рокотова относятся к 1755 году. В это время он познакомился с меценатом Иваном Шуваловым, который и помог начинающему художнику уехать в Санкт-Петербург. Там Рокотов, по мнению некоторых исследователей, поступил в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Документов не осталось, однако на картинах художника следующих лет появлялись кадеты — искусствоведы считают, что он изображал однокурсников.
В то же время Федор Рокотов учился живописи. Сперва благодаря своему покровителю Шувалову он неофициально занимался в новом учебном заведении — Академии художеств. Там его преподавателями были художник и гравер из Франции Луи Жозеф Ле Лоррен и итальянский придворный живописец Пьетро Ротари.
Самая ранняя картина Федора Рокотова, которая сохранилась до наших дней, — «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Юноша на ней повернут чуть в сторону и не смотрит прямо на зрителя: в такой позе живописцы часто изображали самих себя. Из-за этой детали искусствовед Игорь Грабарь предполагал, что картина — автопортрет самого Рокотова.
Федор Рокотов писал людей из высшего общества уже в ранний период творчества. В 1758 году он создал портрет цесаревича Петра III — первый в череде парадных полотен.
В конце 1750-х Федор Рокотов окончил военную учебу, затем уволился со службы и в 1760-м официально поступил в Академию художеств. Точных сведений об этом периоде не осталось.
#5
Художник всея Москвы, психолог, масон
#6
Во время учебы Федор Рокотов уже писал портреты многих аристократов: своего покровителя Ивана Шувалова, графов Григория и Ивана Орловых. В 1763 году Екатерина II пожелала, чтобы именно Рокотов написал ее коронационный портрет. Результат так понравился императрице, что она велела другим живописцам копировать ее лицо с произведения Рокотова.
Популярность художника росла. В начале 1760-х годов он получал много заказов и не успевал тщательно прорабатывать все детали полотна, поэтому писал в первую очередь головы и мимику. Фону и одежде он не уделял большого внимания.
В 1765 году за копию картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» художник получил звание академика и право преподавать. Однако президент Академии Иван Бецкой не разрешал профессорам писать картины для частных заказчиков, поэтому в 1766 году Федор Рокотов ушел из Академии художеств, а вскоре покинул столицу и переехал в Москву.
На новом месте Рокотов быстро нашел клиентов. Его картины стоили дорого по тем временам — 50 рублей, эта сумма вдвое превышала, например, жалованье писаря. Но иностранные мастера требовали за работу в 15 раз больше, поэтому обеспеченные москвичи предпочитали обращаться за индивидуальными и семейными портретами к Рокотову. Скоро его расценки выросли вдвое, а сам художник стал, по замечанию чиновника Богдана Умского, «спесив и важен».
Популярность художника росла. В начале 1760-х годов он получал много заказов и не успевал тщательно прорабатывать все детали полотна, поэтому писал в первую очередь головы и мимику. Фону и одежде он не уделял большого внимания.
В 1765 году за копию картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» художник получил звание академика и право преподавать. Однако президент Академии Иван Бецкой не разрешал профессорам писать картины для частных заказчиков, поэтому в 1766 году Федор Рокотов ушел из Академии художеств, а вскоре покинул столицу и переехал в Москву.
На новом месте Рокотов быстро нашел клиентов. Его картины стоили дорого по тем временам — 50 рублей, эта сумма вдвое превышала, например, жалованье писаря. Но иностранные мастера требовали за работу в 15 раз больше, поэтому обеспеченные москвичи предпочитали обращаться за индивидуальными и семейными портретами к Рокотову. Скоро его расценки выросли вдвое, а сам художник стал, по замечанию чиновника Богдана Умского, «спесив и важен».
В числе прочих портретов Федор Рокотов создал так называемую «опекунскую серию» — три произведения по заказу Ивана Бецкого, основателя Воспитательного дома. Это было новое учреждение для сирот, его содержали на частные средства, то есть на деньги опекунов. В числе прочих Воспитательному дому помогали Петр Вырубов, Иван Тютчев и Сергей Гагарин — их портреты и написал Рокотов. Руководство хотело разместить изображения в залах и так отметить заслуги благотворителей.
В 1770-е Федор Рокотов начал создавать интимные портреты — небольшие изображения московских дворян, в основном своих знакомых. Фирменной чертой рокотовских работ считалась иллюзия легкой дымки: лица выглядели немного нечеткими, будто окутанными туманом.
В тот же период художник начал вступать во многие дворянские объединения. Он посещал литературные салоны, знакомился там с новыми людьми, писал их портреты. В 1772 году он вступил в Московский Английский клуб — организацию только для людей благородного происхождения, а еще через два года стал масоном.
В 1770-е Федор Рокотов начал создавать интимные портреты — небольшие изображения московских дворян, в основном своих знакомых. Фирменной чертой рокотовских работ считалась иллюзия легкой дымки: лица выглядели немного нечеткими, будто окутанными туманом.
В тот же период художник начал вступать во многие дворянские объединения. Он посещал литературные салоны, знакомился там с новыми людьми, писал их портреты. В 1772 году он вступил в Московский Английский клуб — организацию только для людей благородного происхождения, а еще через два года стал масоном.
#7
Последние годы художника
#8
В середине 1780-х Рокотов купил участок земли между Старой Басманной улицей и Токмаковым переулком, построил на нем дом и мастерскую. Там бывали его ученики; некоторые, по свидетельствам, оставались жить у художника.
В те же годы Федор Рокотов изменил манеру письма. На его картинах появилось больше деталей, одежда и фигуры стали более четкими, а цвета — яркими. Пропала «рокотовская дымка». В тот период живописец создавал много женских портретов. Черты героинь часто были схожи.
Рокотов умер 24 декабря 1808 года. Его похоронили в Новоспасском монастыре в Москве.
В те же годы Федор Рокотов изменил манеру письма. На его картинах появилось больше деталей, одежда и фигуры стали более четкими, а цвета — яркими. Пропала «рокотовская дымка». В тот период живописец создавал много женских портретов. Черты героинь часто были схожи.
Искусствоведы Ольга Евангулова и Андрей Карев назвали это явление «рокотовской маской».
Последние годы жизни Федор Рокотов провел в имении Аниково под Москвой. Художник стал терять зрение и не мог писать так много, как раньше. Его полотна того времени созданы в темных тонах, а детали почти не прорисованы.
Последние годы жизни Федор Рокотов провел в имении Аниково под Москвой. Художник стал терять зрение и не мог писать так много, как раньше. Его полотна того времени созданы в темных тонах, а детали почти не прорисованы.
Рокотов умер 24 декабря 1808 года. Его похоронили в Новоспасском монастыре в Москве.
#1
читать дальшескрыть