Шрифт
Цвет
Графика
Рокотов Ф.С.
Персона

Рокотов Федор Степанович

Годы жизни: 1735(1736)–1808
#2
Федор Рокотов был популярным художником-портретистом XVIII века. Он написал многих влиятельных людей своего времени, в том числе трех монархов — Петра III, Екатерину II и Павла I. Рокотов специализировался на парадных портретах — особом жанре живописи, вычурном, пышном и подчиняющемся определенным правилам. Кроме того, он создавал камерные, интимные портреты и в них отображал характер модели, эмоции и биографию, что было непривычным для XVIII века.
#3

Первые шаги: помощь влиятельного покровителя и Академия художеств

#4
Федор Рокотов родился в 1735 или 1736 году в усадьбе Воронцово под Москвой. По одной версии, он был незаконным сыном помещика, по другой — происходил из дворянского рода: имя Рокотова позже нашли среди подписей под Правилами Московского Английского клуба, а в это общество входили только люди высокого происхождения.

Первые подтвержденные сведения о жизни Федора Рокотова относятся к 1755 году. В это время он познакомился с меценатом Иваном Шуваловым, который и помог начинающему художнику уехать в Санкт-Петербург. Там Рокотов, по мнению некоторых исследователей, поступил в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Документов не осталось, однако на картинах художника следующих лет появлялись кадеты — искусствоведы считают, что он изображал однокурсников.

В то же время Федор Рокотов учился живописи. Сперва благодаря своему покровителю Шувалову он неофициально занимался в новом учебном заведении — Академии художеств. Там его преподавателями были художник и гравер из Франции Луи Жозеф Ле Лоррен и итальянский придворный живописец Пьетро Ротари.

Самая ранняя картина Федора Рокотова, которая сохранилась до наших дней, — «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Юноша на ней повернут чуть в сторону и не смотрит прямо на зрителя: в такой позе живописцы часто изображали самих себя. Из-за этой детали искусствовед Игорь Грабарь предполагал, что картина — автопортрет самого Рокотова.

Федор Рокотов писал людей из высшего общества уже в ранний период творчества. В 1758 году он создал портрет цесаревича Петра III — первый в череде парадных полотен.

В конце 1750-х Федор Рокотов окончил военную учебу, затем уволился со службы и в 1760-м официально поступил в Академию художеств. Точных сведений об этом периоде не осталось.
#5

Художник всея Москвы, психолог, масон

#6
Во время учебы Федор Рокотов уже писал портреты многих аристократов: своего покровителя Ивана Шувалова, графов Григория и Ивана Орловых. В 1763 году Екатерина II пожелала, чтобы именно Рокотов написал ее коронационный портрет. Результат так понравился императрице, что она велела другим живописцам копировать ее лицо с произведения Рокотова.
Популярность художника росла. В начале 1760-х годов он получал много заказов и не успевал тщательно прорабатывать все детали полотна, поэтому писал в первую очередь головы и мимику. Фону и одежде он не уделял большого внимания.

В 1765 году за копию картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» художник получил звание академика и право преподавать. Однако президент Академии Иван Бецкой не разрешал профессорам писать картины для частных заказчиков, поэтому в 1766 году Федор Рокотов ушел из Академии художеств, а вскоре покинул столицу и переехал в Москву.

На новом месте Рокотов быстро нашел клиентов. Его картины стоили дорого по тем временам — 50 рублей, эта сумма вдвое превышала, например, жалованье писаря. Но иностранные мастера требовали за работу в 15 раз больше, поэтому обеспеченные москвичи предпочитали обращаться за индивидуальными и семейными портретами к Рокотову. Скоро его расценки выросли вдвое, а сам художник стал, по замечанию чиновника Богдана Умского, «спесив и важен».

В числе прочих портретов Федор Рокотов создал так называемую «опекунскую серию» — три произведения по заказу Ивана Бецкого, основателя Воспитательного дома. Это было новое учреждение для сирот, его содержали на частные средства, то есть на деньги опекунов. В числе прочих Воспитательному дому помогали Петр Вырубов, Иван Тютчев и Сергей Гагарин — их портреты и написал Рокотов. Руководство хотело разместить изображения в залах и так отметить заслуги благотворителей.

В 1770-е Федор Рокотов начал создавать интимные портреты — небольшие изображения московских дворян, в основном своих знакомых. Фирменной чертой рокотовских работ считалась иллюзия легкой дымки: лица выглядели немного нечеткими, будто окутанными туманом.
В тот же период художник начал вступать во многие дворянские объединения. Он посещал литературные салоны, знакомился там с новыми людьми, писал их портреты. В 1772 году он вступил в Московский Английский клуб — организацию только для людей благородного происхождения, а еще через два года стал масоном.
#7

Последние годы художника

#8
В середине 1780-х Рокотов купил участок земли между Старой Басманной улицей и Токмаковым переулком, построил на нем дом и мастерскую. Там бывали его ученики; некоторые, по свидетельствам, оставались жить у художника.

В те же годы Федор Рокотов изменил манеру письма. На его картинах появилось больше деталей, одежда и фигуры стали более четкими, а цвета — яркими. Пропала «рокотовская дымка». В тот период живописец создавал много женских портретов. Черты героинь часто были схожи.

Искусствоведы Ольга Евангулова и Андрей Карев назвали это явление «рокотовской маской».
Последние годы жизни Федор Рокотов провел в имении Аниково под Москвой. Художник стал терять зрение и не мог писать так много, как раньше. Его полотна того времени созданы в темных тонах, а детали почти не прорисованы.

Рокотов умер 24 декабря 1808 года. Его похоронили в Новоспасском монастыре в Москве.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%