«Портрет императрицы Екатерины II» — это авторское повторение известной работы Фёдора Рокотова. Первоначальный вариант картины художник написал около 1769 года. Оригинал находился в Академии наук, но, к сожалению, не сохранился до наших дней. Повторение в собрании музея датируется 1779 годом.
Мастер запечатлел Екатерину II со всеми статусными атрибутами, с украшениями и орденами. Такой выбор напрямую связан с историей портрета. Дело в том, что в 1769 году Екатерина учредила орден Святого великомученика и победоносца Георгия. Статус правительницы сразу же позволил ей стать георгиевским кавалером 1-го класса. По этому случаю она заказала Рокотову свой портрет с георгиевской лентой. Художник отлично справился с задачей, и работу рекомендовали как пример для других мастеров. На таком типе портретов императрицу изображали по грудь, в царской мантии. Помимо георгиевской ленты, на одеждах модели были видны цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Композиция выглядит уравновешенной, что отличает произведение от работ популярного в те времена направления рококо. В рококо ценилась беззаботная изящность, и поэтому фигуры часто оказывались смещенными в сторону.
Запечатлев лицо императрицы, художник смягчил контуры. Размытость придала изображению естественности, черты Екатерины не выглядят застывшими. Фёдор Рокотов часто писал своих моделей так, будто они окутаны легкой дымкой. Этот прием называется «сфумато», с его помощью художник придавал героиням своих портретов живой и особо нежный, мягкий вид.
Фёдор Рокотов с самой молодости брал множество заказов. Известно, что уже в 1764 году в его мастерской стояли десятки портретов, в «которых были окончены одни головы». Скорее всего, художнику помогали ученики Академии, где он преподавал — видимо, они выполняли не слишком ответственные детали, такие как фон или складки одежды.
Со временем Рокотов стал одним из самых востребованных портретистов Российской империи. Он писал столичную знать XVIII века и, прежде всего, неоднократно запечатлел саму императрицу. Так как Екатерина II не позировала каждому художнику сама, многие мастера копировали работы тех коллег-счастливчиков, кто удостоился писать ее с натуры. Портреты кисти Рокотова считались эталонными, их многократно повторяли. Известнейшим стал портрет императрицы в профиль, за которым закрепилось название «тип Рокотова». Портрет из коллекции музея также считается одним из признанных типов.
Раньше картина принадлежала Петру Романову — директору Общей канцелярии Министерства финансов в Российской империи.
Мастер запечатлел Екатерину II со всеми статусными атрибутами, с украшениями и орденами. Такой выбор напрямую связан с историей портрета. Дело в том, что в 1769 году Екатерина учредила орден Святого великомученика и победоносца Георгия. Статус правительницы сразу же позволил ей стать георгиевским кавалером 1-го класса. По этому случаю она заказала Рокотову свой портрет с георгиевской лентой. Художник отлично справился с задачей, и работу рекомендовали как пример для других мастеров. На таком типе портретов императрицу изображали по грудь, в царской мантии. Помимо георгиевской ленты, на одеждах модели были видны цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Композиция выглядит уравновешенной, что отличает произведение от работ популярного в те времена направления рококо. В рококо ценилась беззаботная изящность, и поэтому фигуры часто оказывались смещенными в сторону.
Запечатлев лицо императрицы, художник смягчил контуры. Размытость придала изображению естественности, черты Екатерины не выглядят застывшими. Фёдор Рокотов часто писал своих моделей так, будто они окутаны легкой дымкой. Этот прием называется «сфумато», с его помощью художник придавал героиням своих портретов живой и особо нежный, мягкий вид.
Фёдор Рокотов с самой молодости брал множество заказов. Известно, что уже в 1764 году в его мастерской стояли десятки портретов, в «которых были окончены одни головы». Скорее всего, художнику помогали ученики Академии, где он преподавал — видимо, они выполняли не слишком ответственные детали, такие как фон или складки одежды.
Со временем Рокотов стал одним из самых востребованных портретистов Российской империи. Он писал столичную знать XVIII века и, прежде всего, неоднократно запечатлел саму императрицу. Так как Екатерина II не позировала каждому художнику сама, многие мастера копировали работы тех коллег-счастливчиков, кто удостоился писать ее с натуры. Портреты кисти Рокотова считались эталонными, их многократно повторяли. Известнейшим стал портрет императрицы в профиль, за которым закрепилось название «тип Рокотова». Портрет из коллекции музея также считается одним из признанных типов.
Раньше картина принадлежала Петру Романову — директору Общей канцелярии Министерства финансов в Российской империи.