Фёдор Рокотов родился в 1735 году под Москвой. Достоверно неизвестно, был он дворянином, крепостным или внебрачным сыном князя Петра Репнина. Юношу, который хорошо рисовал, увез в Академию художеств основатель Московского университета Иван Шувалов. После окончания учебы Рокотов остался преподавать. В 1763 году он написал коронационный портрет Екатерины II. Живописец виртуозно владел кистью, умело работал с палитрой, старался передать характер и эмоции персонажа. Портреты у модного известного художника заказывали многие дворяне. «Искусен и знаменит», — писал о нем современник, гравёр Якоб Штелин.
Фёдор Рокотов создавал полотна в несколько слоёв, ему приходилось ждать, когда каждый из них высохнет. В самом конце лессировал работу — наносил тонкие полупрозрачные мазки, которые словно заставляли изображение оживать. Нижние цветовые слои просвечивали сквозь верхние, создавалось впечатление необыкновенно легкого письма. Эта неповторимая манера заменяла Рокотову подпись.
Скорее всего, Фёдор Рокотов учился живописи у Пьетро Ротари, приверженца рококо. Название стиля происходит от французского слова «рокайль», которое обозначает орнаментальный мотив из стилизованных раковин. Как правило, в этом стиле писали небольшие по размеру и камерные по содержанию картины. Черты рококо можно проследить в мягких формах: овальной шляпе, круглых пуговицах кафтана, струящихся завитках жабо.
На полотне изображён 14-летний Дмитрий Голицын — сын генерала-майора князя Михаила Голицына. В своей изящной технике Фёдор Рокотов передал мягкие черты юноши, которые уже перестал быть ребенком, но еще не вырос: нежную кожу, пушистые волосы и при этом чувство собственного достоинства, горделивую посадку головы.
Первоначально полотно находилось в овальной раме. Это выяснила старший научный сотрудник картинной галереи Ольга Батиевская. Искусствовед Игорь Грабарь описал полотно в каталоге выставки работ Рокотова в Третьяковской галерее 1923 года. Там упоминалось, что оригинальная рама была овальной формы, а князь изображён в светло-голубом кафтане. Оказалось, что в 1930-е годы реставраторы дублировали (посадили) портрет на новый холст, раму заменили на прямоугольную, а живопись покрыли лаком. Со временем лак пожелтел и изменил колорит картины на нежно-зеленый.