Федор Степанович Рокотов родился в 1735 году под Москвой. Точно неизвестно, был ли будущий художник дворянином, крепостным или внебрачным сыном князя Петра Репнина. Юношу, проявившего способности к рисованию, увез в Академию художеств основатель Московского университета Иван Шувалов. После окончания учебы Фёдор Рокотов остался в университете в качестве преподавателя. Живописец виртуозно владел кистью, умело работал с палитрой, старался передать характер и эмоции персонажа.
Портреты у ставшего модным и известным художника заказывали многие дворяне. «Искусен и знаменит», — писал о нем современник, гравер Якоб Штелин. В 1763 году Рокотов написал коронационный портрет Екатерины II. Профиль так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать свое лицо по оригиналам Рокотова.
В 1772 году Федор Степанович стал одним из основателей Московского Английского клуба, поставив одну из шести подписей под его правилами. Он, как и многие его современники, был масоном — состоял в московской ложе «Клио». Не имевший собственной семьи, он в 1776 году выхлопотал вольную племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками.
Исследователи отмечают, что Федор Степанович воплотил в искусстве идеал человека своей эпохи. Совершенство изящного, изысканного письма сочетается в его портретах с глубокой человечностью и поэтичностью. Зритель, стоявший перед его портретами, невольно вступал в эмоциональный контакт с изображенными на полотне. Это и выделяло Рокотова среди других портретистов XVIII века.
Рокотов — прежде всего автор погрудных интимных портретов. На полотне из собрания Воронежского музея изображен князь Михаил Михайлович Голицын — тарусский уездный предводитель дворянства, затем калужский губернский предводитель дворянства, генерал-фельдмаршал, соратник Петра I. Художник поэтизирует его образ, воплощая в нем свою мечту о новом человеке. Эта картина поступила в собрание Воронежского областного художественного музея имени Ивана Крамского в 1928 году из Государственной Третьяковской галереи. Ранее полотно находилось в Государственном музейном фонде.