Фёдор Степанович Рокотов родился в 1735 году под Москвой. До сих пор неизвестно, был ли будующий художник дворянином, крепостным или внебрачным сыном князя Петра Репнина. Юношу, который хорошо рисовал, увез в Академию художеств основатель Московского университета Иван Шувалов.
После окончания учебы Фёдор Рокотов остался преподавать. Живописец виртуозно владел кистью, умело работал с палитрой, старался передать характер и эмоции персонажа. Портреты у модного известного художника заказывали многие дворяне. «Искусен и знаменит», — писал о нем современник, гравёр Якоб Штелин. В 1763 году художник написал коронационный портрет Екатерины II.
Фёдор Степанович Рокотов воплотил в искусстве идеал человека своей эпохи, сложившийся в среде русской интеллигенции и привлекающий своей духовной содержательностью. Зритель, стоящий перед его портретами, невольно вступает в эмоциональный контакт с изображенными на полотне. Это и выделяет Фёдора Рокотова среди других портретистов XVIII века.
Постигая своеобразие каждой модели, он стремился возвысить человеческую индивидуальность. Рокотов — типичный автор подгрудных интимных портретов. Полотна характеризуют автора, как художника внутреннего мира. В своих лучших произведениях автор запечатлел передовых людей своего времени. Совершенство изящного, изысканного письма сочетается в его портретах с глубокой человечностью и поэтичностью.
Портрет Михаила Михайловича Голицына является образцом благородной утончённой живописи. Художник поэтизирует образ, воплощая в нём свою мечту о новом человеке.
На полотне из собрания воронежского музея изображён князь Михаил Михайлович Голицын — яркий представитель русского дворянства, генерал-фельдмаршал, соратник Петра I. Тарусский уездный предводитель дворянства, затем — Калужский губернский предводитель дворянства.
Картина поступила в собрание Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского в 1928 году из Государственной Третьяковской галереи. Ранее полотно находилось в Государственном музейном фонде.