XVIII век — новый светский период в истории русского искусства и золотая пора портрета. Русская живопись в это время активно осваивала европейский опыт, была учреждена Академия художеств, а живописцы получили возможность обучения за границей.
В русском искусстве XVIII века семья Аргуновых, которые были крепостными графов Шереметевых, занимает особое место. Начало этой художнической династии положил Иван Петрович Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники — к примеру, Дмитрий Григорьевич Левицкий. Сын Ивана Петровича, Николай Аргунов, родился в 1771 году в Петербурге. Первые живописные навыки начинающий мастер приобрел как раз у отца-портретиста. Старательный и способный ученик, он уже в 17-18 лет работал на профессиональном уровне. В 1790-е годы Николай совершенствовал мастерство, копируя картины из Эрмитажа. Аргунов-младший был высокоодаренным портретистом, соединившим в своем творчестве принципы классицизма и предромантические веяния.
Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис Татьяны Шлыковой-Гранатовой и Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой. Со временем в работах художника индивидуальное начало усиливалось. У немногих живописцев, работавших в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, такую остроту глаза, как у Николая Ивановича Аргунова. Лучшие портреты мастера являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью. Искусствоведы отмечают, что портреты кисти Аргунова соединяют в себе принцип композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от парсуны черты застылости, живописной сухости и плоскостности.
Другой сын Ивана Аргунова, Яков, тоже стал художником, его брат Павел — архитектором, пойдя по стопам своего дяди, популярного зодчего Федора Семеновича Аргунова.
Портрет графа Николая Петровича Шереметева кисти Николая Аргунова поступил в Воронежский областной художественный музей имени Ивана Крамского в 1933 году из Воронежского областного краеведческого музея. До 1928 года картина находилась в Государственной Третьяковской галерее.