Художник Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве в семье юриста Рафаила Фалька. С детства собирался посвятить жизнь музыке, однако в 16 лет внезапно увлекся живописью. Несмотря на противоборство семьи, хотя и со второй попытки, но поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Серова В.А. и Коровина К.А., а его сокурсниками были будущие товарищи по «Бубновому валету». В 1909 году женился на сокурснице Елизавете Потехиной. Лиза часто выступала моделью для работ мужа. В 1910 году Роберт Фальк стал одним из основателей художественной группы «Бубновый валет» — самого крупного объединения раннего авангарда.
Насыщенность цвета, линии, пластические формы стали для мастеров новой эпохи настоящим культом в творчестве. В работах членов объединения «Бубновый валет» эти «откровения» нашли свое непосредственное воплощение. По мнению Роберта Фалька, главной задачей живописца должна быть «реализация на холсте жизни цвета, воссоздание драгоценной цветовой материи». Даже в период экспериментов художника отличали особая чуткость к цвету, глубина и единство колористических элементов.
Этот образ нельзя назвать привлекательным. Это, скорее, «оголенный нерв» внутреннего напряжения, тревожности, неуверенности, воплощенный мощным языком цвета и пластики. Малиновый цвет жакета контрастирует с черным цветом банта на груди и юбки. В цветовое соперничество вступает и пульсирующий зеленый фон позади фигуры. Уже в этой ранней работе отчетливо видны поиски Фальком «образного цвета» — не внешне красивого и похожего, а создающего психологический образ.
Фальк изменяет черты лица Елизаветы Сергеевны, упрощая их до примитивных черточек. На смену изящной гибкости рук приходят напряженные, негнущиеся и в то же время хрупкие руки-лодочки. Фигура тоже напряжена, неустойчива. Зачехленный стул, на котором сидит женщина, напоминает каменную глыбу, а подушка, на которую опирается ее рука, кажется жесткой. Фальк пишет портрет, как будто строит конструкцию здания, где важнее всего — основа, сущность.