В собрании западноевропейской живописи из художественной коллекции тюменского музея хранится «Портрет вельможи», который выделяется среди прочих. Это яркий образец парадного портрета 17-го столетия. Его автор Николас Мас на своей родине в Голландии слыл модным портретистом, позировать ему считалось престижным. Учился мастер в Амстердаме у великого Рембрандта, одно упоминание о котором придавало его ученику особый статус.
Искусство 17-го столетия — эпоха барокко. Буквальный перевод слова — «неправильная жемчужина», то есть «причудливость». А смысл этого стиля — пышность, парадность. Этот стиль, сменивший эпоху Возрождения в Италии, распространился по всей Европе. Особенно ярко он проявился во Франции в правление Людовика XIV — «короля-солнце». Величие королевских резиденций, пышность двора поражали всех. Художники «украшали своего короля», создавая его портреты. И европейские аристократы старались этому подражать. Первая в мире буржуазная республика Голландия также имела свою аристократию. Ее представители заказывали портреты у известных мастеров.
Мас изобразил вельможу по всем правилам парадного портрета: гордая поза, жесты, выражение лица подчеркивают высокое положение героя в обществе. Пышный парик аллонж, жабо и манжеты из дорогого кружева, плащ синего шелка дополняют образ.
Искусство 17-го столетия — эпоха барокко. Буквальный перевод слова — «неправильная жемчужина», то есть «причудливость». А смысл этого стиля — пышность, парадность. Этот стиль, сменивший эпоху Возрождения в Италии, распространился по всей Европе. Особенно ярко он проявился во Франции в правление Людовика XIV — «короля-солнце». Величие королевских резиденций, пышность двора поражали всех. Художники «украшали своего короля», создавая его портреты. И европейские аристократы старались этому подражать. Первая в мире буржуазная республика Голландия также имела свою аристократию. Ее представители заказывали портреты у известных мастеров.
Мас изобразил вельможу по всем правилам парадного портрета: гордая поза, жесты, выражение лица подчеркивают высокое положение героя в обществе. Пышный парик аллонж, жабо и манжеты из дорогого кружева, плащ синего шелка дополняют образ.
Рембрандт — учитель Николаса Маса — обязательно показывал внутренний мир своих заказчиков, а его ученик ограничился внешним эффектом. Николас Мас знаменит своими портретами и жанровыми сценами, он один из последних представителей золотого века голландской живописи.
Родился в семье богатого купца Геррита Маса и Иды Херман. По всей видимости, начал учиться живописи в Дордрехте. Около 1648 года приехал в Амстердам и поступил учеником в мастерскую Рембрандта, где оставался до 1653 года. Его ранние полотна, изображающие жанровые сцены в темно-красных тонах, настолько напоминают картины Рембрандта того же времени, что в нескольких случаях работы Маса в различных музеях были приписаны Рембрандту. В 1653 году Николас Мас вернулся в Дордрехт и открыл собственную мастерскую. Вершиной его творчества считается период с 1655 по 1665 год, когда он в основном изображал жанровые сцены. Между 1665 и 1667 годом Мас посетил Антверпен и, возможно, даже некоторое время жил там. Затем он вернулся в Дордрехт, а в 1673 году переехал в Амстердам, где и жил до самой смерти. В 1660-е годы он отошел от стиля Рембрандта и начал писать портреты в ярких тонах, ближе к стилю ван Дейка, имевшие большой успех.