Роберт Фальк — один из основателей общества художников-авангардистов «Бубновый валет». Живописец входил в группу вместе с Петром Кончаловским, Ильей Машковым и Аристархом Лентуловым. Сегодня работы мастера хранятся в музеях и частных коллекциях России и зарубежных стран.
Персона
Фальк Роберт Рафаилович
Годы жизни: 1886— 1958
#3
#2
Ученик Константина Коровина и Валентина Серова
#4
Роберт Фальк родился в 1886 году в Москве. Отец будущего художника служил юристом, семья принадлежала к городской интеллигенции и считалась обеспеченной. Родители стремились дать детям хорошее образование, Фальк учился в престижной школе. В доме поощряли занятия искусством, свободно говорили на немецком языке.
В юные годы у Фалька обнаружился талант к музыке, он готовился к поступлению в консерваторию. Но его больше интересовала живопись, хотя родители не одобряли увлечения, считали занятие несерьезным и неспособным прокормить. Однако на 16-летие ему подарили масляные краски и мольберт. Это событие, по воспоминаниям художника, и определило выбор профессии.
Фальк занимался в частных студиях у художников Константина Юона и Ильи Машкова. В 1905 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями стали Валентин Серов и Константин Коровин. На первой студенческой выставке Фальк представил работу под псевдонимом Клаф Требор: так звучали его имя и фамилия, если прочитать слова наоборот. Псевдоним потребовался, чтобы не огорчать семью.
Во время учебы Фальк женился на Елизавете Потехиной. Ради брака художник принял православие и стал указывать в документах новое имя — Роман. Но позже, после революции, он стал вновь называть себя Робертом.
Первые холсты художник писал в стиле импрессионизма: живописцы этого направления стремились запечатлеть на картинах окружающий мир в его изменчивости, передать мимолетные впечатления. Фальк увлекался и другими модными на тот момент течениями. О своих творческих поисках он писал:
В юные годы у Фалька обнаружился талант к музыке, он готовился к поступлению в консерваторию. Но его больше интересовала живопись, хотя родители не одобряли увлечения, считали занятие несерьезным и неспособным прокормить. Однако на 16-летие ему подарили масляные краски и мольберт. Это событие, по воспоминаниям художника, и определило выбор профессии.
Фальк занимался в частных студиях у художников Константина Юона и Ильи Машкова. В 1905 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями стали Валентин Серов и Константин Коровин. На первой студенческой выставке Фальк представил работу под псевдонимом Клаф Требор: так звучали его имя и фамилия, если прочитать слова наоборот. Псевдоним потребовался, чтобы не огорчать семью.
Во время учебы Фальк женился на Елизавете Потехиной. Ради брака художник принял православие и стал указывать в документах новое имя — Роман. Но позже, после революции, он стал вновь называть себя Робертом.
Первые холсты художник писал в стиле импрессионизма: живописцы этого направления стремились запечатлеть на картинах окружающий мир в его изменчивости, передать мимолетные впечатления. Фальк увлекался и другими модными на тот момент течениями. О своих творческих поисках он писал:
#5
От 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна — некоторый уклон к кубизму. Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям.
#6
«Бубновый валет»
#7
В 1910 году студенты училища взбунтовались против авторитарного и консервативного преподавания. Больше 50 человек отчислили, среди них был и Фальк, которого исключили с формулировкой «за буянство против педагога Пастернака». Однако спустя полгода он в числе немногих бывших учеников восстановился на курсе.
В 1910 году прошла выставка молодых художников «Бубновый валет». По задумке, такое название должно было ошеломить зрителей: «валетами» в начале XX века именовали каторжников или преступников. Фальк представил в экспозиции свои полотна. Выставка стала началом одноименного объединения художников-новаторов, живописец вошел в группу вместе с Петром Кончаловским, Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым и другими. Фальку удалось продать одну из картин, и на эти деньги он отправился в Европу — посетил Германию, Францию, побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Во время поездки художник писал пейзажи, в галереях и музеях изучал полотна старых мастеров.
После революции новая власть поддерживала художников-экспериментаторов. К Фальку пришло признание, его картины охотно покупали, а сам он занимался административной работой. Живописец служил в Коллегии по делам искусства, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, сотрудничал с разными советскими учреждениями.
1920-е стали самым плодотворным временем в творчестве Роберта Фалька. Он часто бывал в Крыму, писал пейзажи, портреты и натюрморты. Фалька также интересовало театральное искусство, он оформлял спектакли для Государственного еврейского театра.
В 1910 году прошла выставка молодых художников «Бубновый валет». По задумке, такое название должно было ошеломить зрителей: «валетами» в начале XX века именовали каторжников или преступников. Фальк представил в экспозиции свои полотна. Выставка стала началом одноименного объединения художников-новаторов, живописец вошел в группу вместе с Петром Кончаловским, Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым и другими. Фальку удалось продать одну из картин, и на эти деньги он отправился в Европу — посетил Германию, Францию, побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Во время поездки художник писал пейзажи, в галереях и музеях изучал полотна старых мастеров.
После революции новая власть поддерживала художников-экспериментаторов. К Фальку пришло признание, его картины охотно покупали, а сам он занимался административной работой. Живописец служил в Коллегии по делам искусства, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, сотрудничал с разными советскими учреждениями.
1920-е стали самым плодотворным временем в творчестве Роберта Фалька. Он часто бывал в Крыму, писал пейзажи, портреты и натюрморты. Фалька также интересовало театральное искусство, он оформлял спектакли для Государственного еврейского театра.
#8
Париж, Москва, Самарканд
#9
В браке с Елизаветой Потехиной у Фалька родился сын, но вместе супруги были недолго. Вскоре он женился на Кире Алексеевой, дочери театрального деятеля Константина Станиславского. Однако и этот союз не был долговечным — третьей супругой мастера стала молодая художница Раиса Идельсон. В 1928 году он вместе с женой отправился в Париж в творческую командировку — изучать классическое искусство. Живописец остался в столице Франции на девять лет, хотя изначально должен был провести там полгода.
В 1930-х к нему приехал сын Валерий. Он, как и отец, занимался искусством, вместе Фальки представляли картины в частных галереях. В этот период Роберт Фальк много работал: писал набережные Парижа, мосты, городские улочки, портреты, а также давал частные уроки. Французские критики положительно отзывались о его холстах.
В 1937 году художник вернулся в Советский Союз. Обстановка в стране изменилась,«искусство формализма»было не в почете у власти. Фальк продолжил преподавать, оформлял спектакли, участвовал в выставках, хотя значительно реже, чем раньше. Во Франции он познакомился с летчиком-испытателем Андреем Юмашевым, художником-любителем. Благодаря этой дружбе — по протекции Юмашева — живописцу дали жилье в центре Москвы.
В начале 1940-х Фальк вновь женился, его четвертой женой стала переводчица Ангелина Щекин-Кротова. В начале войны супруги уехали в эвакуацию в Узбекистан. Чтобы заработать на жизнь, Роберт Фальк преподавал в художественном училище Самарканда. А еще писал пейзажи и портреты местных жителей, в колорите его работ этого периода преобладают яркие, сочные цвета.
В 1944 году Фальк вернулся в Москву из эвакуации. Летом он часто бывал на дачах друзей в Абрамцеве, Хотькове и других живописных местах. Рано утром художник уходил на поиски натуры, а затем работал на пленэре до заката. Помимо пейзажей, он создавал цветочные натюрморты, портреты знакомых и близких.
Роберт Фальк умер в Москве в 1958 году. Его похоронили на Калитниковском кладбище.
В 1930-х к нему приехал сын Валерий. Он, как и отец, занимался искусством, вместе Фальки представляли картины в частных галереях. В этот период Роберт Фальк много работал: писал набережные Парижа, мосты, городские улочки, портреты, а также давал частные уроки. Французские критики положительно отзывались о его холстах.
В 1937 году художник вернулся в Советский Союз. Обстановка в стране изменилась,«искусство формализма»было не в почете у власти. Фальк продолжил преподавать, оформлял спектакли, участвовал в выставках, хотя значительно реже, чем раньше. Во Франции он познакомился с летчиком-испытателем Андреем Юмашевым, художником-любителем. Благодаря этой дружбе — по протекции Юмашева — живописцу дали жилье в центре Москвы.
В начале 1940-х Фальк вновь женился, его четвертой женой стала переводчица Ангелина Щекин-Кротова. В начале войны супруги уехали в эвакуацию в Узбекистан. Чтобы заработать на жизнь, Роберт Фальк преподавал в художественном училище Самарканда. А еще писал пейзажи и портреты местных жителей, в колорите его работ этого периода преобладают яркие, сочные цвета.
В 1944 году Фальк вернулся в Москву из эвакуации. Летом он часто бывал на дачах друзей в Абрамцеве, Хотькове и других живописных местах. Рано утром художник уходил на поиски натуры, а затем работал на пленэре до заката. Помимо пейзажей, он создавал цветочные натюрморты, портреты знакомых и близких.
Роберт Фальк умер в Москве в 1958 году. Его похоронили на Калитниковском кладбище.
#1
читать дальшескрыть