Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Экспозиция Энгельсской картинной галереи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Автопортрет на фоне окна

Время создания
1916 год
Размер
122x91,6 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1
Фальк Р.Р.
Автопортрет на фоне окна
#2
«Автопортрет на фоне окна» написан в 1916 году в Крыму в местечке Козы. К этому времени относятся самые зрелые произведения «бубнововалетского» периода в творчестве Фалька, свидетельствующие о переходе от декоративного кубизма к сезанизму, что было характерно для всех «валетов» во второй половине 1910-х годов. О Крыме в «Автопортрете» напоминает лишь пейзаж с кипарисом за окном. В принципе, для автора не важно, где и в какое время изображен человек. Также не имеет значения и внешнее сходство, хотя оно легко угадывается, несмотря на некоторую деформацию лица и фигуры.

Сам художник никогда не именовал эту картину автопортретом. На выставках она экспонировалась под названиями «Портрет», «Мужчина у окна», «Портрет на фоне окна». Да и слово «портрет» мастер не любил. «Оно казалось ему чересчур официальным, репрезентативным. 
#3
«Я люблю писать людей»
Фальк Р.Р.
#4
Фальк понимал портрет как психологический жанр. Это отличало его от других художников «Бубнового валета», которые и портрет и пейзаж уподобляли натюрморту, лучше подходившему для решения узких, чисто формальных задач — выявления фактуры, формы предмета, колористического построения, оригинальных пластических решений. При этом смысловая сущность предмета не интересовала художников.

Фальк, наоборот, психологизирует не только портрет, но и натюрморт, и пейзаж. Его кубизм современники называли «лирическим». Вертикальный формат полотна, а также вытянутая вертикальность фигуры и предметов в картине создают интонацию утверждения или восклицания, которая останавливает внимание и заставляет всмотреться в образ. В фигуре мужчины в серой рубашке, стоящего спиной к окну, чувствуется напряжение. Хмурая сосредоточенность лица поддерживается застывшим положением рук: левая — полусогнута, пальцы сведены вместе, правая — опущена и прижата к телу, пальцы сомкнуты в кулак. На столе коричневый кувшин, на синей скатерти и в белой вазе один красный и несколько зеленых фруктов. Чувство повышенной сосредоточенности, тревоги становится еще сильнее из-за строгого, сдержанного колорита, в котором преобладают «пасмурные» серо-голубые тона. Они как будто сдерживают напор эмоций, которые все же прорываются двумя яркими красными пятнами в изображении губ человека и плода в вазе.

В картине использованы геометризированные кубистические формы. Но кубизм портрета неназойлив. Как вспоминал Фальк в середине 1950-х годов: «В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы. Но это не был логический прием конструктивизма, а я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность». Некоторая угловатость и деформация фигуры и лица — способ эмоционального, драматического обострения: это усиливает контраст внешней застылости и сильного внутреннего напряжения.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Автопортрет на фоне окна

Время создания
1916 год
Размер
122x91,6 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Фальк Р.Р. Коллекция работ

Девушка у окна
Девушка у окна
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Стволы
Стволы
Приморская картинная галерея
Автопортрет с шарфом
Автопортрет с шарфом
Тверская областная картинная галерея
Турецкие бани в Бахчисарае
Турецкие бани в Бахчисарае
Радищевский музей
Домик в деревне Пяткино
Домик в деревне Пяткино
Музей истории города Обнинска
Капитонова. В мастерской Юона
Капитонова. В мастерской Юона
Сахалинский областной художественный музей
Натюрморт. Овощи и кувшин
Натюрморт. Овощи и кувшин
Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Амра. Мулатка
Амра. Мулатка
Новокузнецкий художественный музей
Портрет Л.Г. Попеску
Портрет Л.Г. Попеску
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Картина «Строительство Дворца Советов»
Картина «Строительство Дворца Советов»
Музей Москвы
Заводской пейзаж
Заводской пейзаж
Шебекинский историко-художественный музей
Серково. Дмитровский уезд
Серково. Дмитровский уезд
Сахалинский областной художественный музей
Лиза на солнце
Лиза на солнце
Музей изобразительных искусств Татарстана
Портрет художника Минчина
Портрет художника Минчина
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Портрет Е.С. Потехиной
Портрет Е.С. Потехиной
Музейный комплекс им. И.Я. Словцова
Цветы
Цветы
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Крым. Судак
Крым. Судак
Сахалинский областной художественный музей
Женский портрет
Женский портрет
Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина
Крым. Козы. Каменистый пейзаж
Крым. Козы. Каменистый пейзаж
Симферопольский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%