На живописном небосклоне русского авангарда рядом с такими светилами, как Кандинский, Малевич и Татлин ярко сияет звезда Роберта Рафаиловича Фалька. Участник и один из основателей крупнейшего творческого объединения авангардистов «Бубновый валет», художник еврейского происхождения родился в семье московского юриста в 1886 году.
Рисовать будущий авангардист учился в школе Юона и Дудина, а также в студии Машкова — период обучения пришелся на 1904–1905 годы. Затем, в 1905-м художник стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где провел 4 года. В училище его наставниками были выдающиеся русские живописцы: Серов и Коровин. Их влияние наложило четкий отпечаток на дальнейшее творчество Фалька.
Легендарный «Бубновый валет», основанный Фальком и его единомышленниками в начале 1910-го, стал результатом активных творческих поисков Роберта Рафаиловича. Художник участвовал в жизни своего детища до 1916-го. Все это время живописец в основном проживал в Москве. Лишь в 1910-м он предпринял далекое путешествие в Италию. Сделать это позволила сумма, вырученная за одну из картин.
Вообще, 1910-е годы для Фалька — период увлечения французским постимпрессионизмом и, в частности, творчеством Сезанна. К слову, искусствовед Абрам Эфрос даже придумал для Фалька новую национальность — «сезанновскую».
Предпринятое путешествие в Крым также нашло отражение в творчестве Фалька. Именно в полотнах крымского периода и начали раскрываться способности художника точно передавать пластику изображенных предметов, проникать в их суть и точно переносить эту суть на холст с присущим мастеру великолепным чувством ритма. Самые известные крымские произведения Фалька — «Крым» и «Турецкие бани в Бахчисарае».
Этюд этого периода «Козы. Каменистый пейзаж» написан в 1916 году. В нем Фальку при помощи красок и кистей удалось не только точно передать характерный для горной части Крыма пейзаж, но и ощущение нетронутости, первозданности. Художник использовал богатую палитру коричнево-охристых оттенков, чтобы добиться такого эффекта — на холсте земля кажется теплой, прогретой крымским солнцем.
В течение преподавательского периода идеи кубизма постепенно перестают занимать мастера. В 1928 году он отправляется в Париж, где проводит 9 лет, а затем возвращается в Советский Союз.
В Союзе неугомонный Фальк продолжает путешествовать и рисовать. Он пишет в стиле ван Гога, исследует Среднюю Азию, продолжает любоваться Крымом, но уже не в одиночестве. Компанию мастеру составляет летчик Андрей Юмашев, с которым Фальк познакомился, будучи во Франции в 1936 году. В послевоенные годы творчество Фалька подверглось жесткой критике и на долгие годы было забыто.
Рисовать будущий авангардист учился в школе Юона и Дудина, а также в студии Машкова — период обучения пришелся на 1904–1905 годы. Затем, в 1905-м художник стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где провел 4 года. В училище его наставниками были выдающиеся русские живописцы: Серов и Коровин. Их влияние наложило четкий отпечаток на дальнейшее творчество Фалька.
Легендарный «Бубновый валет», основанный Фальком и его единомышленниками в начале 1910-го, стал результатом активных творческих поисков Роберта Рафаиловича. Художник участвовал в жизни своего детища до 1916-го. Все это время живописец в основном проживал в Москве. Лишь в 1910-м он предпринял далекое путешествие в Италию. Сделать это позволила сумма, вырученная за одну из картин.
Вообще, 1910-е годы для Фалька — период увлечения французским постимпрессионизмом и, в частности, творчеством Сезанна. К слову, искусствовед Абрам Эфрос даже придумал для Фалька новую национальность — «сезанновскую».
Предпринятое путешествие в Крым также нашло отражение в творчестве Фалька. Именно в полотнах крымского периода и начали раскрываться способности художника точно передавать пластику изображенных предметов, проникать в их суть и точно переносить эту суть на холст с присущим мастеру великолепным чувством ритма. Самые известные крымские произведения Фалька — «Крым» и «Турецкие бани в Бахчисарае».
Этюд этого периода «Козы. Каменистый пейзаж» написан в 1916 году. В нем Фальку при помощи красок и кистей удалось не только точно передать характерный для горной части Крыма пейзаж, но и ощущение нетронутости, первозданности. Художник использовал богатую палитру коричнево-охристых оттенков, чтобы добиться такого эффекта — на холсте земля кажется теплой, прогретой крымским солнцем.
После Революции Фальк становится учителем живописи. С 1918-го преподает и занимает должность декана в будущем МГАХИ имени Сурикова, с 1921-го — Витебском художественном училище. Также Фальк три года работает в Народном комиссариате просвещения.
В течение преподавательского периода идеи кубизма постепенно перестают занимать мастера. В 1928 году он отправляется в Париж, где проводит 9 лет, а затем возвращается в Советский Союз.
В Союзе неугомонный Фальк продолжает путешествовать и рисовать. Он пишет в стиле ван Гога, исследует Среднюю Азию, продолжает любоваться Крымом, но уже не в одиночестве. Компанию мастеру составляет летчик Андрей Юмашев, с которым Фальк познакомился, будучи во Франции в 1936 году. В послевоенные годы творчество Фалька подверглось жесткой критике и на долгие годы было забыто.