Русский художник и путешественник Николай Константинович Рерих (1874–1947) связывал национальную духовную традицию с историческими событиями древности, нераскрытыми тайнами народных поверий. В творчестве древних людей художника привлекала красота форм.
Поиски следов возникновения древней славянской культуры привели Николая Рериха на Север. В 1899 году он совершил путешествие по Великому водному пути «из варяг в греки». На него произвели впечатление красота Севера, Ладожского озера и его островов, обрывистые берега Валаама. Художника восхитила суровая природа Карелии, Финляндии. Где бы он ни находился, Николай Константинович постоянно записывал народные легенды и поверья, которые питали его творчество.
Интерес Рериха к Северу, любовь к первозданной красоте края нашли свое воплощение в картине «Поморяне. Утро». Это произведение звучит как гимн природе и людям, которые находятся в мире и гармонии. Свойственное модерну стилизованное, плоскостное изображение и большие размеры полотна усиливают впечатление монументальности.
Художник изобразил людей в узорных одеждах. Любуется природой седой старец, гуляет женщина с ребенком, юноши охотятся на птиц. Обобщенность и декоративность не мешают, а, наоборот, придают трогательность образу юноши, что склоняется над птицей. Колорит картины напоминает средневековые фрески. Он строится на сочетании сине-зеленых тонов, которые действуют успокаивающе.
В символической форме в произведении Николая Константиновича Рериха отразились его философские убеждения. Мастер считал, что гармонию нужно искать в общении с природой, осознании цельности и ценности бытия, преемственности лучших традиций.
Поэт Николай Степанович Гумилёв писал из Парижа: