Русский художник, археолог и путешественник Николай Константинович Рерих (1874–1947) видел свою миссию в воспитании в людях чувства прекрасного. Он считал, что человек может стать счастливым, если будет знать свою историю, свои корни и научится жить в гармонии с природой. Одна из основных идей его произведений заключалась в преемственности поколений, то есть сохранении традиций, всего того, что создает внутренний стержень, делает сильнее, ведет людей к миру и единению.
Национальная духовная традиция для Николая Рериха была связана с историческими событиями древности, с нераскрытыми тайнами народных поверий. Для Николая Константиновича, как и для художников, работавших в стиле модерн, было характерно обращение к сказке, легенде, народному фольклору.
Часто художник искал вдохновение в самых древних и любимых образах русских народных сказок, его познания в этой области были неисчерпаемы. Символика полотна «Лесовики» уводит зрителя в мир сказочный и фантастический. Автор обратился к миру славянского язычества, в котором лесовики были хозяевами леса. Русский искусствовед Сергей Ростиславович Эрнст (1894–1980) считал, что эта картина была вызвана «магией волшебства земного», отличалась «своей тонкой и легкой структурой».
Действие произведения «Лесовики» происходит в чаще осеннего леса, куда забрел заблудившийся путник. Преграждая путь, сплошной стеной высятся деревья. Облетевшие ветви, сплетаясь, образуют как бы густую сеть, в которую попался странник. Извилистая река отделяет его от лесовиков, он о чем-то смиренно просит этих дивных существ.
Автор заложил в полотно глубокий философский смысл. Человек заблудился на жизненном пути, он ищет ответ. Небольшой просвет неба в левом верхнем углу картины дает надежду на спасение, ведь именно к свету повернут человек. Добродушные физиономии лесовиков не оставляют зрителю сомнений, что они окажут помощь заблудившемуся путнику.